МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 25
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 25 25 25 25
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.пс.н., проф., И.А. Ральникова

Рецензент(ы):
к.пс.н., доц., О.С. Гурова

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: развитие социально–психологического мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристик групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью изучать психологический климат, анализировать формы организации взаимодействия в служебных коллективах, проводить работу с целью создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации служебной деятельности
ПК-18 способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата
ПСК-1 подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет социальной психологии; историю развития социально-психологических идей в отечественной и зарубежной традиции; особенности социально-психологического подхода к пониманию и изучению общения; психологические характеристики больших и малых социальных групп; место социальной психологии в системе научных дисциплин; методологию и методы социально-психологического исследования; особенности социально-психологического подхода к исследованию личности, социализации, социальной установки.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять принадлежность научного явления к сфере социально-психологического знания, применять знания о системе социально-психологических категорий и методов для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики, организовывать и проводить стандартные прикладные исследования в области решения задач социальной психологии, реализовывать социально-психологический подход к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах, применять знания о системе социально-психологических категорий и методов к постановке проблемы исследования, определению задач и обоснованию гипотез, консультировать должностных лиц по проблемам, связанным с межличностными отношениями, процессами лидерства, руководства, развития коллектива, писхологического климата; диагностировать психологический климат служебного коллектива, анализировать формы взаимодействия в коллективе, создавать и поддерживать психологический климат, способствующий оптимизации служебной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.принципами и методами научного исследования и анализа психологического климата коллектива, методическими приемами его диагностики; методами, приемами, процедурами создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации служебной деятельности; навыками реализации социально-психологического подхода к решению типовых задач в различных областях профессиональной практики, приемами и методами сбора и обработки социально-психологической информации, способностью осуществлять постановку проблемы социально-психологического исследования, определять его цель, задачи, выдвигать и обосновывать гипотезы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Социальная психология как научная дисциплина
1.1. Предмет социальной психологии Лекции 5 2 ПК-18 Л2.2, Л1.1
1.2. Первые исторические формы социально-психологического знания Лекции 5 2 ПК-18 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Предмет социальной психологии Практические 5 2 ПК-18 Л1.2, Л1.1
1.4. Первые исторические формы социально-психологического знания Практические 5 2 ПК-18 Л1.2, Л1.1
1.5. Методология социально-психологического исследования Практические 5 4 ПК-18, ПСК-1 Л1.2
1.6. Предмет социальной психологии Сам. работа 5 3 ПК-18, ПСК-1 Л1.1
1.7. Первые исторические формы социально-психологического знания Сам. работа 5 2 ПК-18 Л1.2, Л1.1
1.8. Методология социально-психологического исследования Сам. работа 5 2 ПК-18 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Социально-психологическое исследование общения
2.1. Общение как обмен информацией Лекции 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.2, Л1.1
2.2. Общение как взаимодействие Лекции 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.2, Л1.1
2.3. Общение как межличностная перцепция Лекции 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.2, Л1.1
2.4. Общение как обмен информацией Практические 5 4 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л1.1
2.5. Общение как взаимодействие Практические 5 4 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л1.1
2.6. Общение как межличностная перцепция Практические 5 4 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л1.1
2.7. Общение как обмен информацией Сам. работа 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л1.1
2.8. Общение как взаимодействие Сам. работа 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л1.2, Л1.1
2.9. Общение как межличностная перцепция Сам. работа 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Социальная психология групп и межгрупповых отношений
3.1. Проблема исследования групп в социальной психологии Лекции 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Большие социальные группы Лекции 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Малые социальные группы Лекции 5 4 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.2, Л1.1
3.4. Проблема исследования групп в социальной психологии Практические 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Большие социальные группы Практические 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. Малые социальные группы Практические 5 4 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л1.2, Л1.1
3.7. Проблема исследования групп в социальной психологии Сам. работа 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.8. Большие социальные группы Сам. работа 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.9. Малые социальные группы Сам. работа 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л1.2, Л1.1
3.10. Межгрупповые отношения Сам. работа 5 2 ПК-11, ПК-18 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии
4.1. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Лекции 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л1.1
4.2. Социальная установка Лекции 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.2, Л1.1
4.3. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Практические 5 4 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.4. Социальная установка Практические 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л1.2, Л1.1
4.5. Социальная установка Сам. работа 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л1.2, Л1.1
4.6. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Сам. работа 5 2 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л1.1
4.7. Экзамен 5 27 ПК-11, ПК-18, ПСК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Андреева Социальная психология: учеб. для вузов Аспект Пресс, 2014
Л1.2 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л2.2 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э4 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э5 Курс в Moodle "Социальная психология " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.