МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Археология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 история (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. №950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Археология» является знакомство студентов со спецификой такой научной дисциплины как археология.
Задачи курса
1. Изложить историю зарождения, становления и развития археологической науки в России.
2. Проследить развитие знаний о древней истории в процессе исследований памятников археологии Евразии (от палеолита до средневековья).
3. Продемонстрировать основные понятия, источники и методы археологии.
4. Обосновать возможности археологических реконструкций.
5. Представить законодательные и правовые положения археологической деятельности.
6. Наполнить содержанием основные периоды археологических эпох.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю археологических исследований, основные виды археологических памятников и археологическую периодизацию.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять основные методы археологических исследований в своей научно-исследовательской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками обработки археологических материалов и опытом работы с научной литературой по археологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть. Теоретические основы курса.
1.1. Введение в археологию Лекции 1 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. История становления и развития археологии в России Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. История изучения палеолита Сибири Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Археологические памятники и источники Сам. работа 1 36 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. История формирования и развития археологии Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Археологические памятники и методы их изучения Лекции 1 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.7. «Археологическая культура» – понятие современной археологии Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.8. Научная регламентация археологических раскопок и разведок. Современное законодательство об охране и использовании памятников археологии Сам. работа 1 32 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Археология эпох камня, палеометалла, раннего железного века и средневековья
2.1. Археология каменного века Лекции 1 5 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Неолит Евразии Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Археология палеометалла Лекции 1 5 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Андроновская культурно-историческая общность Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Археология раннего железного века Лекции 1 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Эпоха раннего железа (скифское и гунно-сарматское время) Сам. работа 1 31 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.8. Тагарская культура Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.9. Гунно-сарматское время Центральной Азии и Южной Сибири Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.10. Средневековая археология Лекции 1 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.11. Этнокультурная история Западной и Южной Сибири в раннем средневековье Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.12. Экзамен по дисциплине Экзамен 1 27 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие «археология» и основные характеристики научной дисциплины.
2. Археологические источники.
3. Археологическая периодизация и хронология.
4. Начальный этап становления археологии.
5. Виды археологических памятников.
6. Археологические методы изучения вещественных источников.
7. Использование естественно-научных методов в археологических исследованиях.
8. Антропогенез и индустрия нижнего палеолита.
9. Развитие навыков человека в среднем палеолите.
10. Археология верхнего палеолита.
11. Палеолитическое искусство.
12. Дальнейшее развитие человека в голоцене. Археологические культуры мезолита.
13. Мезолитическое и неолитическое искусство.
14. Освоение человеком металлургии. Археологические культуры энеолита.
15. Археологические культуры раннего и развитого бронзового века.
16. Археологические культуры позднего бронзового века.
17. Освоение железоделательного производства и его культурно-историческое значение.
18. Кочевые культуры раннего железного века степной полосы Евразии (скифы, савроматы, саки).
19. Культуры раннего железного века в лесостепной и лесной зонах Евразии.
20. Археологические культуры Средней Азии (парфяне и кушаны).
21. Археологические культуры Восточной Европы (сарматы и гунны).
22. Культура Тюркских каганатов.
23. Согдийская культура.
24. Культура Монгольской империи.
25. Культура Хазарского каганата.
26. Культура Волжской Болгарии.
27. Культура Золотой Орды.
28. Археология России в дореволюционный период.
29. Развитие археологии в советское время. Особенности формирования кадров для науки в 1920–1940-х гг.
30. Теоретические разработки и полевые археологические изыскания во второй половине XX века.
31. Основные направления археологии на современном этапе (1990-е годы – начало XXI века).
32. История возникновения понятия «археологическая культура». Понятие «археологическая культура» в советской археологии.
33. Археологическая культура и этнос. Отношение зарубежной науки к понятию «археологическая культура».
34. Примеры современных характеристик археологической культуры. Значение понятия «археологическая культура» в науке.
35. Открытие и первоначальное осмысление палеолита Сибири (2-я половина XIX – начало XX вв.).
36. Начало профессионального изучения палеолита Сибири (30–40-е годы XX в.).
37. Изучение палеолита Сибири в 50–70-е годы XX в.
38. Выделение и обоснование раннепалеолитической и мустьерской эпохи Сибири. Современные гипотезы заселения и освоения Сибири человеком.
39. Изучение палеолита Алтая в 1980–2000-е гг.
40. Общие черты неолитической эпохи. Понятие «неолитической революции».
41. Культуры эпохи неолита Прибайкалья.
42. Неолит Алтая.
43. Андроновская культурно-историческая общность.
44. Археологические памятники андроновской культуры Алтая.
45. Основные этапы изучения скифской эпохи Алтая.
46. Культуры Алтая и сопредельных территорий в раннескифское время.
47. Пазырыкская культура: археологические объекты, виды хозяйственной деятельности, социальная стратификация общества.
48. Искусство и мировоззрение скифской эпохи Алтая.
49. Природные условия Минусинской котловины. История изучения тагарской культуры.
50. Археологические памятники тагарской культуры.
51. Империя хунну. Письменные и археологические источники. Хунну Забайкалья.
52. Южная Сибирь в гунно-сарматское время. Таштыкская культура. Кокэльская культура.
53. Горный и Лесостепной Алтай в гунно-сарматскую эпоху: кулайская и булан-кобинская культуры.
54. Западная Сибирь в раннем средневековье. Одинцовская культура. Сросткинская общность.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ
1. Археологические методы исследования.
2. Естественнонаучные методы в археологии.
3. Разновидности поселенческих памятников.
4. Разновидности погребальных памятников.
5. Способы погребений: возникновение и эволюция.
6. Основные комплексы археологических предметов.
7. Эволюция понятия «археологическая культура» в отечественных исследованиях.
8. История археологических открытий в Сибири.
Темы рефератов
1. Палеолит Алтая: памятники и характеристика эпохи.
2. Мезолитические комплексы Алтая.
3. Неолит Алтая и Западной Сибири.
4. Ранний бронзовый век юга Западной Сибири.
5. Поздний бронзовый век юга Западной Сибири.
6. Скифо-сакское время на Алтае.
7. Гунно-сарматское время на Алтае.
8. Тюркское время на юге Западной Сибири.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практическое задание для самостоятельной работы:
Тема: История становления и развития археологии в России
Вопросы:
1. Археология России в дореволюционный период. Указы Петра I. Первые научные экспедиции и раскопки. Археологические общества и учреждения. Археологическая комиссия (1859) и ее деятельность. Первые исследования в Сибири.
2. Развитие археологии в советское время. Особенности формирования кадров для науки в 1920–1940-х гг. Централизация и научные учреждения. Основные направления и подходы в археологических исследованиях. Общая и локальная периодизации (С.А. Теплоухов, Б.Э. Петри, А.А. Миллер, и др.).
3. Теоретические разработки и полевые археологические изыскания во второй половине XX века. Масштабные археологические раскопки на новостройках. Развитие центральных и региональных научных центров.
4. Основные направления археологии на современном этапе (1990-е годы – начало XXI века). Организационная структура российской археологической науки. Состояние археологических памятников и законодательная база по охране и использованию культурного наследия.
Источники:
Положение о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (2009) http://www.archaeolog.ru/?id=26
Конвенция ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972)
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cultural_heritage.pdf
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/12127232
Европейская конвенция об охране археологического наследия (1992) http://council.gov.ru/files/journalsf/item/20061127153604.pdf
Учебники и учебные пособия:
Авдусин Д.А. Полевая археология СССР: учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1980. С. 4–21.
Археология: Учебник / Под ред. В.Л. Янина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. С. 21–27.
Мартынов А.И. Археология: Учебник. М.: Высш. шк., 2005. С. 43–54.
Тишкин А.А., Дашковский П.К. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. С. 7–17, 23–26, 61–62.
Литература:
Белокобыльский Ю.Г. Бронзовый и ранний железный век Южной Сибири. История идей и исследований (XVIII – первая треть XX в.). Новосибирск: Наука, 1986. С. 10–40, 132–147.
Демин М.А. Первооткрыватели древностей. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. 120 с.
Китова Л.Ю. История сибирской археологии (1920–1930-е годы): Изучение памятников эпохи металла. Новосибирск: Изд-во ИАиЭТ СО РАН, 2007. С. 71–153.
Ковешникова Е.А. Историография археологии Сибири и Дальнего Востока в конце XIX – начале XX вв. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1992. С. 11–53.
Матющенко В.И. 300 лет сибирской археологии. Омск: Изд-во ОмГУ, 2009. С. 24–112; 163–181; 263–277.
Молодин В.И. Древности плоскогорья Укок: тайны, сенсации, открытия: Научно-популярные очерки. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000. 192 с.
Платонова Н.И. История археологической мысли в России. Вторая половина XIX – первая треть XX века. СПб.: Нестор-История, 2010. 316 с.
Пряхин А.Д. История советской археологии (1917 – средина 30-х гг.). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. 286 с.
Тишкин А.А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. С. 43–78.
Тишкина Т.В. Археологические исследования на Алтае (1860–1930-е гг.). Барнаул: Азбука, 2010. С. 41–58.
Формозов А.А. Очерки по истории русской археологии. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 128 с.
Практическое задание для самостоятельной работы:
Тема: «Археологическая культура» – понятие современной археологии
Вопросы:
1. История возникновения понятия «археологическая культура».
2. Понятие «археологическая культура» в советской археологии. Использование понятия «археологическая культура» в 30-40-е годы; Дискуссии вокруг термина «археологическая культура» в 50-80-е годы; Определение археологической культуры и теории ее обоснования.
3. Археологическая культура и этнос.
4. Отношение зарубежной науки к понятию «археологическая культура».
5. Примеры современных характеристик археологической культуры.
6. Значение понятия «археологическая культура» в науке.
Литература:
Аникович М.В. О содержании понятия «археологическая культура» // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981. С. 18-21.
Артамонов М.И. Археологическая культура и этнос // Проблемы истории феодальной России. Л., 1971. С. 16–32.
Археология и методы исторических реконструкций: Сборник научных трудов. Киев, 1985. 192 с.
Генинг В.Ф. Очерки по истории советской археологии. Киев, 1982. 225 с.
Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев, 1983. 224 с.
Захарук Ю.Н. Археологическая культура: категория онтологическая или гносеологическая.// Восточная Европа в эпоху камня и бронзы. М., 1976. С. 3–10.
Захарук Ю.Н. Об одной концепции археологической культуры // Первобытная археология – поиски и находки. Киев, 1981. С. 256–259.
Каменецкий И.С. Археологическая культура – ее определение и интерпретация // СА. 1970. №2. С. 18-36.
Клейн Л.С. Археологическая типология. Л., 1991. 448 с.
Клейн Л.С. Археологические источники. СПб., 1995. 350 с.
Клейн Л.С. Проблема определения археологической культуры // СА. 1970. №2. С. 37–51.
Клейн Л.С., Миняев С.С., Пиотровский Ю.Ю., Хейфиц О.И. Дискуссия о понятии «археологическая культура» в проблемном археологическом семинаре ЛГУ // СА. 1970. №2. С. 298–302.
Лебедев Г.С. Системное описание археологической культуры // Предмет и объект археологии и вопросы методики археологических исследований. Л., 1975. С. 56–58.
Монгайт А.Л. Культура археологическая // БСЭ. 1970. Т. 2. М. С. 282.
Монгайт А.Л. Возникновение и первые шаги советской археологии // История СССР. 1963. № 4. С. 75–94
асон В.М. Культура в понятийном аппарате археологии // Южная Сибирь в скифо-сарматскую эпоху. Кемерово, 1976. С. 3–7.
Смирнов А.П. К вопросу об археологической культуре // СА. 1964. №4. С. 3-10.
Итоговое практическое задание:
Тема: «Этнокультурная история Западной и Южной Сибири в эпоху раннего средневековье»
Вопросы:
1. Эпоха Великого переселения народов. Жужаньский каганат.
2. Великий Тюркский каганат. Вооружение тюрок. Тюркская культура.
3. Западная Сибирь в раннем средневековье. Одинцовская культура. Сросткинская общность.
4. Политическая ситуация в Евразии во время II Восточнотюркского каганата.
5. Уйгурский, Кыргызский и Кимакский каганаты. Кыпчаки.
Учебники и учебные пособия:
Археология: Учебник / Под ред. В.Л. Янина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. С. 550–578.
История Алтая: Учебное пособие. Барнаул, 1995. Ч. 1. С. 82–94.
Мартынов А.И. Археология: Учебник. М.: Высш. шк., 2005. С. 347–352; 301–304.
Худяков Ю.С. Древнетюркский культурный феномен в Центральной Азии: учебное пособие. Новосибирск: НГУ, 2007. 156 с.
Литература:
Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л., 1965. 113 с.
Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III–XIV вв. Ч. 1: Оборонительное вооружение (оружие). Барнаул, 2003. 176 с.; Ч. II: Наступательное вооружение (оружие). Барнаул, 2006. 232 с.
Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 638 с.
Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2005. 346 с.
Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Красноярск, 1992. 224 с.
Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. 304 с.
Тишкин А.А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. С. 162–164, 185–214.
Худяков Ю.С. Золотая волчья голова на боевых знаменах: Оружие и войны древних тюрок в степях Евразии. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 192 с.
Худяков Ю.С. Сабля Багыра: Вооружение и военное искусство средневековых кыргызов. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2003. 192 с.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
Л1.2 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5
Л1.3 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Добровольская М.В. Археология: учебное пособие М.: Прометей, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Петров Н.И. Археология: учебное пособие Санкт-Петербург : Издательство «СПбКО», 2008 biblioclub.ru
Л2.3 Шер Я.А. Введение в археологию: учебное пособие М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая»: http//www.archeology.asu.ru
Э2 Скифская эпоха Алтая: http://www.hist.asu.ru
Э3 «Скифская культура Алтая» на сайте ГМИЛИКА (Барнаул): http://www-ic.dcn-asu.ru/projects/grant/korotkov/ru/index.html
Э4 http://www.sati.archaeology.nsc.ru:8101/
Э5 http://www.brown.edu/Departments/Anthropology/archsite.html
Э6 Бронзовый век: http://www.geocities.com/Athens/Crete/4162/ebronzenf.htm#Russia
Э7 Государственный Эрмитаж: http://www.hermitage.ru/html_Ru/index.html
Э8 Археология Европы: http://odur.let.rug.nl/arge/
Э9 Академия наук: http://www.ban.ru/ran.html
Э10 Археологический web-журнал Сибири: http://www.mmedia.nsu.ru/museum/
Э11 Археологическое обозрение: http://kleio.dcn-asu.ru/internet/new.shtml
Э12 Археология: http://www.list.ru/catalog/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодизацией. Обучающимся необходимо ознакомиться с историей археологических исследований, основными видами археологических памятников и археологической периодизацией; обратить внимание на применение основных методов археологических исследований; усвоить приемы обработки археологических материалов и опыт работы с научной литературой по археологии.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить освоение студентом дисциплины «Археология», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.