Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-1- 2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 52 | 47 | 52 | 47 |
Часы на контроль | 4 | 9 | 4 | 9 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.
1.1. | Целью дисциплины является комплексное рассмотрение теории и практики культурно-исторического подхода в психологической практике |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-5 | готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
ПК-6 | способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария |
СПК -1 | Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия, принципы культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять принципы культурно-исторического и деятельностного подходов в психологической диагностике, экспертизе и практической деятельности в контексте коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; также для создания программ, направленных на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария и организации и проведении психологических тренингов с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения теории, принципов, методов культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии к практике диагностики, экспертизы и коррекции |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория и методология культурно-исторической и деятельностной психологии | ||||||
1.1. | Социокультурный контекст возникновения школы Л.С.Выготского-А.Н.Леонтьева-А.Р.Лурии. Методология неклассической психологии. | Лекции | 1 | 2 | ПК-5, ПК-6, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные положения КИП и ДП в психологии | Лекции | 1 | 2 | ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Истоки (интеллектуальные предшественники) КИП и ДП в психологии | Практические | 1 | 2 | ПК-5, ПК-6, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Основные положения КИП и ДП в психологии | Практические | 1 | 2 | ПК-5, ПК-6, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Прикладная культурно-историческая и деятельностная психология | ||||||
2.1. | Возрастная психология: культурно-исторический и деятельностный подходы | Лекции | 1 | 2 | ПК-5, ПК-6, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Педагогическая психология: культурно-исторический и деятельностный подходы | Лекции | 1 | 2 | ПК-5, ПК-6, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Культурно-исторический и деятельностный подходы в возрастной психологии | Практические | 1 | 1 | ПК-5, ПК-6, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Культурно-исторический и деятельностный подходы в педагогической психологии | Практические | 1 | 1 | ПК-5, ПК-6, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Проблема интериоризации в культурно-исторической психологии и деятельностном подходе | Сам. работа | 1 | 26 | ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Практическая культурно-историческая и деятельностная психология | ||||||
3.1. | Психотерапия в русле культурно-исторического подхода | Практические | 1 | 1 | ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Психологическое консультирование: культурно-исторический подход | Практические | 1 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Принципы культурно-исторического и деятельностного подходов в психологической диагностике, экспертизе, психологического консультрования, психокоррекции, тренинговой работе | Сам. работа | 1 | 21 | ПК-5, ПК-6, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Экзамен | 1 | 9 | ПК-5, ПК-6, СПК -1 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. | Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] | СПб.[и др.]: Питер, 2007 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Выготский Л. С. | Психология развития человека: учебник | М.: Смысл, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |