МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурно-исторический и деятельностный подход в психологической практике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 52
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 52 47 52 47
Часы на контроль 4 9 4 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д-р пс.н., проф., Каширский Д.В.

Рецензент(ы):
д-р пс.н., проф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Культурно-исторический и деятельностный подход в психологической практике

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 37.04.01 «ПСИХОЛОГИЯ» степень (квалификация) – МАГИСТР ПСИХОЛОГИИ. Утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1043 Программа разработана для заочной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является комплексное рассмотрение теории и практики культурно-исторического подхода в психологической практике

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия, принципы культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять принципы культурно-исторического и деятельностного подходов в психологической диагностике, экспертизе и практической деятельности в контексте коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; также для создания программ, направленных на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария и организации и проведении психологических тренингов с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения теории, принципов, методов культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии к практике диагностики, экспертизы и коррекции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и методология культурно-исторической и деятельностной психологии
1.1. Социокультурный контекст возникновения школы Л.С.Выготского-А.Н.Леонтьева-А.Р.Лурии. Методология неклассической психологии. Лекции 1 2 ПК-5, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные положения КИП и ДП в психологии Лекции 1 2 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Истоки (интеллектуальные предшественники) КИП и ДП в психологии Практические 1 2 ПК-5, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные положения КИП и ДП в психологии Практические 1 2 ПК-5, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Прикладная культурно-историческая и деятельностная психология
2.1. Возрастная психология: культурно-исторический и деятельностный подходы Лекции 1 2 ПК-5, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1
2.2. Педагогическая психология: культурно-исторический и деятельностный подходы Лекции 1 2 ПК-5, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1
2.3. Культурно-исторический и деятельностный подходы в возрастной психологии Практические 1 1 ПК-5, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1
2.4. Культурно-исторический и деятельностный подходы в педагогической психологии Практические 1 1 ПК-5, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1
2.5. Проблема интериоризации в культурно-исторической психологии и деятельностном подходе Сам. работа 1 26 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Практическая культурно-историческая и деятельностная психология
3.1. Психотерапия в русле культурно-исторического подхода Практические 1 1 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Психологическое консультирование: культурно-исторический подход Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Принципы культурно-исторического и деятельностного подходов в психологической диагностике, экспертизе, психологического консультрования, психокоррекции, тренинговой работе Сам. работа 1 21 ПК-5, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1
3.4. Экзамен 1 9 ПК-5, ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Выготский Л. С. Психология развития человека: учебник М.: Смысл, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.