МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн исследования в клинической психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Дизайн исследования в клинической психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2014-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- подготовка специалиста к профессиональной деятельности в области психологии;
- формирование у студентов психологического сознания и мышления, овладение категориями научной психологии, принципами и методами психологического исследования, подходами к изучению психических явлений;
- формирование представлений о методологических особенностях структуры знания в клинической психологии;
- ознакомление со спецификой и научными подходами к методологическим проблемам клинической психологии;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 готовностью разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные методологические проблемы клинической психологии;
-теоретические концепции,понятия,категории,принципы,классификации клинической психологии;
-особенности и ограничения методов исследований в клинической психологии
3.2.Уметь:
3.2.1.- синтезировать знания, полученные в основных курсах специальности и специализаций по клинической психологии;
- анализировать основные методологические проблемы современной клинической психологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-основными подходами к анализу методологических проблемсовременной клинической психологии, приемами выбора и адаптации методов и методик исследования,
разработанных в различных психологических школах;
- навыками планирования психологического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. История эмпирического и теоретического метода.
1.1. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Введение в теоретическое и эмпирическое знание Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Историю эксперимента как общенаучного метода познания Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Наука, псевдонаука, лженаука Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Операционализация основных понятий своего экспериментального исследования. Валидность и надежность экспериментального исследования. Статистическая значимость и статистические ошибки Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент.
2.1. Обыденная жизнь, научная терминология и проблема. Виды проблем, критерии научной проблемы. Правила формирования выборки испытуемых Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Планирование эксперимента. Способы контроля побочных переменных. Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Методы контроля влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента. Квазиэксперимент Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Контроль влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента.Типы переменных и способы формирования выборки Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода. Креативное мышление в науке Сам. работа 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Классификация исследовательских методов в психологии. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования
3.1. Переменные в эксперименте. НП как фактор. Уровень, фактор и экспериментальное условие. Количество экспериментальных условий в однофакторном и многофакторном экспериментах Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции. Разработка идей для психологических исследований. Эмпирические индикаторы основных переменных Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Дискретная и непрерывная НП, меж- и внутригрупповая, управляемая и субъектная (субъективная) – особенности при экспериментальном планировании и взаимосвязь с типом измерительной шкалы. Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Двух- и многоуровневые экспериментальные планы Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Факторные экспериментальные планы
4.1. Факторный план: преимущества перед однофакторными планами, гипотзы. Основные эффекты и взаимодействие Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Основные эффекты и взаимодействия в факторном эксперименте: гипотезы, рассчеты, визуализация, интерпретация Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Виды организации, планирования и представления факторных экспериментальных планов: цифровая, матричная, латинская и греко-латинская формы и нестинг Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Формы представления результатов факторных планов. Виды факторных планов Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Виды взаимодествия: нулевое, сходящееся, расходящееся, пересекающееся. Примеры экспериментальных исследований. Визуализация и интерпретация результатов факторного эксперимента Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Виды взаимодействия в факторном эксперименте. Наличие и отсутствие основных эффектов в факторном эксперименте. Количество испытуемых и исследовательских выборок как производная от типа факторного экспериментального плана Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.8. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.9. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.10. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования. Математико-статистические методы анализа данных экспериментального исследования
5.1. Дисперсионный анализ: однофакторный. Дисперчия меж- и внутрикгрупповая. Метод контрастов и апостериорных критериев. Программа SPSS. Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Многофакторный и многомерный дисперсионный анализ Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа Практические 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.4. Дисперсионный анализ с повторными измерениями как способ обработки данных эксперимента с внутригрупповой или внутригрупповыми независимыми переменными Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.5. Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. Сам. работа 8 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Инструкция.
1. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции.
2. Постановка эмпирических вопросов касательно обыденных или философских вопросов, перевод проблемы с языка повседневности на язык психологической науки: примеры, аналитический разбор правил и ошибок формулировки. Эмпирический вопрос как основа экспериментальной гипотезы.
3. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Креативное мышление в науке (включает процесс определения значимых связей между кажущимися бессвязными идеями и использование этих связей для создания экспериментов).
4. Нуль-гипотеза и альтернативная гипотеза в экспериментальном исследовании, вероятность ошибки первого и второго рода. Статистика вывода.
5. Стратегии построения исследовательских групп: рандомизация; попарный отбор; рандомизация с выделением страт; приближенное моделирование; репрезентативное моделирование; привлечение реальных групп.
6. Зависимая (ЗП) и независимая (НП) переменные. Виды НП, уровни НП, экспериментальные условия в однофакторном и многофакторном экспериментальном исследовании. Отношения между переменными.
7. Способы контроля побочных переменных: элиминация; создание константных условий; балансировка эффекта от действия внешних переменных; балансировка с выделением внешней переменной, экспериментальный план Соломона для четырех групп, контрбалансировка или позиционное уравнивание (прямое и обратное позиционное уравнивание); рандомизация.
8. Виды однофакторных экспериментальных планов: преимущества и недостатки, особенности планирования, реализации, примеры.
9. Виды многофакторных планов, основные эффекты и взаимодействия. Преимущества и недостатки многофакторных планов в эксперименте.
10. Виды дисперсионного анализа в задачах обработки данных однофакторных и многофакторных экспериментальных исследований с разных количеством факторов, разным типом независимы и зависимых переменных, разных количеством уровней факторов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Факторные планы: основные эффекты и взаимодействие. Анализ известных экспериментов в клинической психологии.
2. Факторные планы: основные эффекты и взаимодействие. Анализ известных экспериментов в социальной психологии.
3. Факторные планы: основные эффекты и взаимодействие. Анализ известных экспериментов в возрастной психологии.
4. Феномен взаимодействия в факторных планах. Основное влияние в контрастных условиях второго фактора.
5. Анализ планов «личность-среда» в психологии.
6. Особенности применения одномерного дисперсионного анализа в обработке и интерпретации данных психологического эксперимента.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Артемьева О. А. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В зачет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».