Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Разработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_РЕК-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | Сформировать у студентов современные представления о химическом составе и физиологии микроорганизмов, микробиологическом синтезе фармацевтических активных субстанций и продуктов промышленной биотехнологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-1 | способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач |
ОПК-3 | способностью реализовать нормы техники безопасности в лабораторных и технологических условиях |
ПК-2 | владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии |
ПК-3 | готовностью использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований |
ПСК-6 | Способность использовать основные принципы культивирования микроорганизмов, уметь организовать процесс культивирования микроорганизмов для получения рекомбинантных препаратов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - знать современные методы культивирования микроорганизмов; - иметь представления о процессах и аппаратах для культивирования микроорганизмов; -факторы, определяющие направленный синтез продуктов вторичного метаболизма в культуре клеток микроорганизмов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять на практике новые подходы для оптимизации и контроля условий культивирования микроорганизмов; - использовать методы культивирования микроорганизмов в целях получения биопрепаратов; - критически анализировать и обобщать полученные результаты. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - приемами поиска, систематизации и сравнения различных методов культивирования микроорганизмов; - современными методическими подходами отбора и оптимизации условий культивирования стабильных высокопродуктивных линий микроорганизмов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Биохимия и физиология микроорганизмов | ||||||
1.1. | Введение в дисциплину. Химический состав и питание бактерий. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.2. | Закономерности роста и размножения бактерий. Регуляторные системы прокариот(механизмы саморегуляции). | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.3. | Микроскопические грибы и их особенности: признаки сходства и различий с растительными организмами. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.4. | Дрожжи. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.5. | № 1. Введение в дисциплину. Химический состав и питание бактерий. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.6. | № 2. Закономерности роста и размножения бактерий. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.7. | № 3. Микроскопические грибы и их особенности. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.8. | № 4. Дрожжи. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.9. | Физиологическая и биохимическая характеристика выделенной чистой культуры: потребность в кислороде, каталазная и оксидазная активность, определение активности пероксидазы, сахаролитических ферментов, др. тесты. | Лабораторные | 3 | 6 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.10. | Измерение внеклеточных и внутриклеточных активностей ферментов бактерий | Лабораторные | 3 | 6 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.11. | Фракционирование клеток бактерий | Лабораторные | 3 | 6 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
1.12. | Биохимия и физиология микроорганизмов | Сам. работа | 3 | 50 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.1 |
Раздел 2. Микробиологический синтез. Производство биологически активных веществ. | ||||||
2.1. | Биообъекты и микробиологическое производство. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
2.2. | Производство субстанций антибиотиков. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.3 |
2.3. | Технологии получения витаминов и гормональных препаратов. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
2.4. | Производство биотоплива на основе древесных отходов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
2.5. | Применение биогеотехнологии в горнодобывающей промышленности | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
2.6. | № 5. Биообъекты и микробиологическое производство | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
2.7. | № 6. Производство субстанций антибиотиков | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
2.8. | № 7. Технологии получения витаминов и гормональных препаратов | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
2.9. | № 8. Производство биотоплива на основе древесных отходов | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
2.10. | № 9. Применение биогеотехнологии в горнодобывающей промышленности | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
2.11. | Процесс периодического культивирования бактерий для микробилогического синтеза. | Лабораторные | 3 | 6 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
2.12. | Разделение и идентификация продуктов деградации пектиновых веществ с использованием метода бумажной хроматографии | Лабораторные | 3 | 6 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
2.13. | Выделение, очистка концентрирование продуктов микробиологического синтеза | Лабораторные | 3 | 6 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
2.14. | Микробиологический синтез. Производство биологически активных веществ. | Сам. работа | 3 | 67 | ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПСК-6 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К.С. Болотова и др. - | Классификация и морфологические особенности микроорганизмов [Электронный ресурс]: учебно-методич. пособие / : | Архангельск : ИД САФУ, , 2016. - | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | Шагинурова Г. И., Перушкина Е. В., Ипполитов К. Г. | Техническая микробиология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство КНИТУ, 2010 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Зюзина О. В. | Общая микробиология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Не используется | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
007К | учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. • Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |