Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.03.01. Химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_03_01_Химия-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 30 | 30 | 30 | 30 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор
1.1. | Целью дисциплины является изучение общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, принципов организации фармакокинетических исследований. Задачами дисциплины являются: приобретение студентами знаний общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, а также принципов их классификации; видов взаимодействия ЛС и видов лекарственной несовместимости; обенностей фармакокинетики и фармакодинамики ЛС у здоровых лиц и при патологии; формирование навыков работы с нормативной, справочной и научной литературой, электронными базами данных и сетевыми ресурсами в области медицинской и фармацевтической химии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04 |
ПК-4 | способностью применять основные естественнонаучные законы и закономерности развития химической науки при анализе полученных результатов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики ЛС; виды взаимодействия ЛС ивиды лекарственной несовместимости; особенности фармакокинетики и фармакодинамики ЛС у здоровых лиц и при патологии; принадлежность лекарственных препаратов к определенным фармакологическим группам, фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных препаратов,наиболее важные побочные и токсические эффекты, основные показания и противопоказания к применению |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | объяснять действие лекарственных препаратов; прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции; применять полученные теоретические знания и практические навыки в практической и научно-исследовательской деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применять основные естественнонаучные законы и закономерности развития химической науки при изучении фармакокинетических процессов расчетов основных фармакокинетических параметров системой понятий и общих закономерностей фармакологии нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. | ||||||
1.1. | Предмет и задачи фармакологии. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Основные этапы развития фармакологии | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Фармакокинетика | ||||||
2.1. | Пути введения лекарственных средств | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Пути введения лекарственных средств | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Транспорт и распределение лекарственных веществ | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Распространение и распределение лекарственных веществ | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Элиминирование лекарств | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Элиминирование лекарственных веществ | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Биотрансформация лекарственных веществ | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Трансформация лекарственных веществ | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.9. | Выведение лекарственных веществ из организма | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.10. | Выведение лекарственных веществ из организма | Практические | 7 | 0 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.11. | Фармакокинетика и ее этапы | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Фармакодинамика | ||||||
3.1. | Механизмы действия лекарственных веществ | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Фармакодинамика и сущность действия лекарственных веществ. | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Количественная оценка эффективности действия лекарств | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Хронофармакология | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Эффективность действия лекарств | Практические | 7 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
3.6. | Особенности действия фармакологических веществ в разных дозах | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
3.7. | Проверочная работа "Общие принципы взаимодействия ксенобиотика с организмом" | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Фармация | ||||||
4.1. | Понятие лекарственного средства | Лекции | 7 | 4 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Поиск новых лекарственных средств | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Основы фармации.Технология и биотехнология фармацевтических препаратов | Практические | 7 | 6 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Вопросы качества и стандартизации лекарственных средств | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Частная фармакология | ||||||
5.1. | Характеристика отдельных групп лекарственных средств | Лекции | 7 | 6 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Биологические активные вещества | Практические | 7 | 6 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Клиническая фармакология | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.4. | Проверочная работа "Характеристика отдельных групп ксенобиотиков" | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Представлены в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Р.Н. Аляутдина | Фармакология: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | ХАРКЕВИЧ Дмитрий Александрович | Фармакология: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2010 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Коноплева Е.В. | ФАРМАКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Кукес В.Г. | Клиническая фармакология: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ | http://www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека РФФИ | www.elibrary.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | www.biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Теоретический материал дисциплины изучается в 7 семестре по всем формам обучения в соответствии с учебным планом: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов. Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий. Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством написания реферата. Студент выбирает тему из предложенного списка или предлагает самостоятельно по согласованию с преподавателям. Согласно теме реферата студент выбирает литературные источники, которые анализирует и составляет конспект. В конспекте должна быть поставлена цель исследования, раскрыта тема, сделано заключение и выводы. Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий и котрольных письменных работ. К промежуточной аттестации в форме зачета допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На зачете надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий. Основные виды контроля уровня сформированных знаний, умений, навыков и заявленных компетенций в процессе обучения по дисциплине «Основы фармакологии» проводится в рамках использования балльно-рейтинговой системы. Порядок начисления баллов Максимальная сумма (120 баллов), набираемая студентом по дисциплине, включает две составляющие. Первая составляющая – оценка регулярности и своевременности, качества выполнения учебной работы по изучению дисциплины в течение семестра (сумма - не более 75% баллов). Вторая составляющая – оценка знаний на зачете (не более 25% баллов). К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие по дисциплине не менее 45 % баллов от общего количества. Рейтинг формируется следующим образом: за выполенение реферата– до 10 баллов; по результатам устных опросов во время практических занятий – до 5 баллов за ответ (максимально 40); контрольная (письменная) работа – до 20 баллов (максимально за две работы 40); выполнение заданий на зачете - 30 баллов. Для студентов, набравших по результатам работы в течение семестра 80 и более баллов - возможно выставление зачета без прохождения аттестационного испытания. Зачет проходит в традиционной устной форме по билетам. В билет входит два вопроса и задача, соответствующие формируемым компетенциям. На подготовку ответа студенту отводится 40 минут. Максимально за выполнение всех заданий на зачете студент может получить 30 баллов. При выставлении аттестационной оценки баллы, полученные на зачете, суммируются с баллами, набранными в ходе текущего контроля. Оценка «зачтено» выставляется при сумме баллов от 70 до 120, оценка «незачтено» при сумме баллов от 69 до 0. |