МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бюджетирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Лепешкина Светлана Викторовна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Бюджетирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Межов С.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Межов С.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у студентов современных теоретических знаний о содержании, условиях реализации бюджетирования и практических навыков организации бюджетного управления в организации.
Задачи дисциплины
- изучение современных методов организации финансового планирования;
- изучение технологии формирования сводного бюджета и последующего его контроля, анализа реализации стратегических задач;
- получение практических навыков и умений самостоятельно формировать бюджеты, исходя из особенностей конкретного объекта управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.виды деятельности организации, обладать основами экономических знаний в области функционирования организации; формирования системы бюджетов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности; формировать систему бюджетов на основе экономических знаний в различных сферах деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками и способностью использования основы экономических знаний в различных сферах деятельности при построении системы бюджетирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бюджетирование в системе планирования организации
1.1. Бюджетирование как управленческая технология. Функции и принципы бюджетирования Лекции 6 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Бюджетирование как управленческая технология. Функции и принципы бюджетирования Практические 6 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Цели, задачи, функции бюджетирования Сам. работа 6 10 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Организация бюджетирования Лекции 6 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Организация бюджетирования Практические 6 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Организация бюджетирования Сам. работа 6 15 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Типы бюджетов Лекции 6 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Формирование бюджетов Практические 6 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Виды и типы бюджетов Сам. работа 6 12 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Бюджетное планирование Лекции 6 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Бюджетное планирование Практические 6 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.12. Бюджетное планирование Сам. работа 6 15 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Контроль (мониторинг) исполнения сводного бюджета. Лекции 6 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.14. Мониторинг исполнения сводного бюджета Сам. работа 6 14 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.15. контроль исполнения бюджетов Практические 6 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Е. Хруцкий, Р. В. Хруцкий Внутрифирменное бюджетирование. Семь практических шагов : практ. пособие: , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хруцкий В. Е., Хруцкий Р. В. ВНУТРИФИРМЕННОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ. СЕМЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.cfin.ru
Э2 2. www.fd.ru
Э3 3. www.iteam.ru
Э4 4. www.intalev.ru
Э5 5. www.gd.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.