МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика отраслевых рынков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.06. Торговое дело
ПрофильМаркетинг в торговле
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_06_ТД-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Солопова Н.Н.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доц., Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономика отраслевых рынков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.06 ТОРГОВОЕ ДЕЛО (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1334)

составлена на основании учебного плана:
38.03.06 Торговое дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р социол. наук, проф. А.Я. Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р социол. наук, проф. А.Я. Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины экономика отраслевых рынков являютсяизучение основных моделей формирования и функционирования разного рода рыночных структур, принципов поведения фирм на разных рынках, последствия такого поведения для экономики в целом, варианты отраслевой политики государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью проводить научные, в том числе маркетинговые, исследования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные тенденции изменения социально-экономических показателей отраслей, в т.ч., необходимых для проведения маркетинговых исследований,основные экономические понятия, раскрывающие содержание экономической деятельности и их взаимосвязь; цели, законы, показатели экономической деятельности на микро- макро- и мировом уровне; основные субъекты системы экономических отношений и их экономические интересы; и ее роль в развитии экономики; актуальные проблемы и тенденции развития современной рыночной экономики; роль государства в экономике на разных уровнях экономической системы;
сущность, виды, содержание предпринимательской деятельности (включая аспекты социального предпринимательства); принципы маркетинга; основы менеджмента; этапы создания и обоснования бизнес-проектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях,применять теоретические знания для анализа хозяйственных проблем микро и макроуровней; выделять актуальные проблемы современной экономики, оценивать состояние и тенденции развития национальной и мировой экономики; видеть связи экономики, политики, социальной и духовной сфер в жизни общества; рассчитывать и сопоставлять важнейшие экономические показатели деятельности на микро и макроуровнях, на уровне мировой экономики; уметь использовать экономические знания для участия в разработке проектов в сфере предпринимательской деятельности (социального предпринимательства), осуществлен6ии необходимых расчетов по их обоснованию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками маркетингового анализа т с помощью данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах,использования основных экономических категорий в оценке состояния и тенденций развития экономики на разных ее уровнях; оценки содержания и целей и проблем экономической политики государства; самостоятельного анализа актуальных проблем современной рыночной экономики на всех ее уровнях: микро, макро и международном; выделения социальных аспектов экономического развития на уровне предприятия и национальной системы; расчета и анализа основных экономических показателей на уровне предприятия и национальной экономики; понимания процессов хозяйственной практики предприятий, формировании бизнес-идеи и элементов бизнес-проектов в области социального предпринимательства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экономику отраслевых рынков
1.1. Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению Лекции 8 6 ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.2. Обобщенные рыночные структуры Практические 8 8 ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.3. Типы рыночных структур Сам. работа 8 26 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Монопольная власть фирмы и концентрация продавцов на рынке
2.1. Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм Лекции 8 10 ПК-10 Л2.1, Л1.1
2.2. Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм Практические 8 6 ПК-10 Л2.1, Л1.1
2.3. Показатели рыночной и монопольной власти фирм Сам. работа 8 16 ПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Государственная политика формирования и регулирования отраслей
3.1. Государственная промышленная политика Лекции 8 4 ПК-10 Л2.1, Л1.1
3.2. Государственная промышленная политика Практические 8 8 ПК-10 Л2.1, Л1.1
3.3. Регулирование деятельности монополия Сам. работа 8 24 ПК-10 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Заздравных А.В., Бойцова Е.Ю. ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ. : Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Самсонова М. В., Белякова Е. А. Экономика отраслевых рынков: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Всем, кто учится: http://www.alleng.ru
Э2 2. Основной образовательный портал: http://economicus.ru
Э3 курс moodle "Экономика отраслевых рынков" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа студента предполагает два основных направления деятельности (кроме лекций)– подготовка к семинарским занятиям в соответствии с предложенным списком вопросов для обсуждения на семинарах и само-стоятельная работа по освоению курса по темам, которые не вошли в лекционный или практический курс. Ориентиром здесь является список вопросов, выносимых на экзамен. Кроме того, студент должен написать реферат по одной из проблем экономики отраслевых рынков, углуб-ляющий его знания в той или иной области предмета курса. Объем ре-ферата – 5-7 стр. Основой написания реферата является список предлагаемой литературы, а также статьи в научных журналах и ресурсы Интернета.
2.2 Вопросы по темам семинарских занятий и самостоятельной ра-боте
Тема 1. Предмет и методы экономики отраслевых рынков
• Как сформировался предмет экономики отраслевых рынков
• место экономики отраслевых рынков в системе экономических дисци-плин
• различие в подходах к анализу рынков и поведения фирм в мировой экономической литературе
• Основная парадигма «структура-поведение-результативность»
• Показатели функционирования отрасли, факторы отраслевой политики государства
• Институциональный подход с т очки зрения трансакционных издержек
• В чем важность изучения экономики отраслевых рынков

Тема 2. Типы фирм
• Характеристика фирмы в рамках неоклассической и институциональ-ной школы
• Методы анализа фирм как главного экономического агента
• Виды фирм
• Цели фирм
• Стратегия фирм в различных рыночных структурах.
• Поведение доминирующей фирмы на рынке

Тема 3 Показатели концентрации и рыночной власти фирмы
• Определение рынка и отрасли в теории и на практике. Установление границ рынка, их виды
• Факторы, определяющие структуру рынка
• Классификация рыночных структур
• Роль концентрации производства, её виды и проблемы измерения
• Теории концентрации
• Показатели концентрации и монопольной власти фирм


Тема 4. Барьеры входа-выхода
• Определение барьеров входа и выхода из отрасли
• Стратегические и нестратегические виды барьеров
• Концепции Бэйна, Стиглера, Демсеца
• Абсолютное преимущество в издержках производства, эффект масшта-ба
• Дифферециация продукта и качество товара, реклама и репутация фир-мы
• Вертикальная интеграция и её виды
• Диверсификация производства роль незагруженных мощностей
Тема 5 Совершенная конкуренция и монополия: сравнительный анализ общественного благосостояния
• Сравнительный анализ поведения фирмы в краткосрочном и долго-срочном периодах
• Потери от монополии: альтернативные варианты подсчетов
• Эффективность рынков несовершенной конкуренции
• Теории и методы оценки потерь общественного благосостояния в усло-виях монополии и олигополии
• Эмпирические исследования и проблемы оценки социальной эффек-тивности в практике функционирования отраслевых рынков
Тема 6 Естественные монополии
• Определение естественной монополии в теории и на практике
• Соотношение предельных и средних издержек и прибыльность функ-ционирования фирмы
• Проблемы и способы регулирования естественных монополий
• Ценообразование Рамсея
Тема 7 Ценовая дискриминация
• Ценообразование в условиях различных типов ценовой дискриминации в теории и на практике
• Типы ценовой дискриминации
• Последствия ценовой дискриминации для общественного благосостоя-ния
• Стратегическое поведение фирмы в условиях эффективного осуществ-ления ценовой дискриминации
• Методы осуществления ценовой дискриминации: связанные продажи и двухчастный тариф
Тема 8 Вертикальная интеграция и диверсификация
• Сущность вертикальной интеграции
• Теории вертикальной интеграции
• Формы и степень вертикальной интеграции
• Монополистические мотивы и проблемы стратегического взаимодейст-вия на рынках монополии и монопсонии
• Диверсификация: проблемы измерения, теории диверсификации и об-разование конгломератов
Тема 9 Антимонопольная политика государства
• Политика функционирования отраслей и рынков
• Поведение фирм и эффективность отрасли
• Цели антимонопольной политики государства
• Международный опыт антимонопольной политики
• Эмпирический анализ проблем отраслевой политики в России