Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.06. Торговое дело |
Профиль | Маркетинг в торговле |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_06_ТД-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р социол. наук, проф. А.Я. Троцковский
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины экономика отраслевых рынков являютсяизучение основных моделей формирования и функционирования разного рода рыночных структур, принципов поведения фирм на разных рынках, последствия такого поведения для экономики в целом, варианты отраслевой политики государства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-10 | способностью проводить научные, в том числе маркетинговые, исследования в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные тенденции изменения социально-экономических показателей отраслей, в т.ч., необходимых для проведения маркетинговых исследований,основные экономические понятия, раскрывающие содержание экономической деятельности и их взаимосвязь; цели, законы, показатели экономической деятельности на микро- макро- и мировом уровне; основные субъекты системы экономических отношений и их экономические интересы; и ее роль в развитии экономики; актуальные проблемы и тенденции развития современной рыночной экономики; роль государства в экономике на разных уровнях экономической системы; сущность, виды, содержание предпринимательской деятельности (включая аспекты социального предпринимательства); принципы маркетинга; основы менеджмента; этапы создания и обоснования бизнес-проектов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях,применять теоретические знания для анализа хозяйственных проблем микро и макроуровней; выделять актуальные проблемы современной экономики, оценивать состояние и тенденции развития национальной и мировой экономики; видеть связи экономики, политики, социальной и духовной сфер в жизни общества; рассчитывать и сопоставлять важнейшие экономические показатели деятельности на микро и макроуровнях, на уровне мировой экономики; уметь использовать экономические знания для участия в разработке проектов в сфере предпринимательской деятельности (социального предпринимательства), осуществлен6ии необходимых расчетов по их обоснованию. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками маркетингового анализа т с помощью данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах,использования основных экономических категорий в оценке состояния и тенденций развития экономики на разных ее уровнях; оценки содержания и целей и проблем экономической политики государства; самостоятельного анализа актуальных проблем современной рыночной экономики на всех ее уровнях: микро, макро и международном; выделения социальных аспектов экономического развития на уровне предприятия и национальной системы; расчета и анализа основных экономических показателей на уровне предприятия и национальной экономики; понимания процессов хозяйственной практики предприятий, формировании бизнес-идеи и элементов бизнес-проектов в области социального предпринимательства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в экономику отраслевых рынков | ||||||
1.1. | Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению | Лекции | 8 | 6 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Обобщенные рыночные структуры | Практические | 8 | 8 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Типы рыночных структур | Сам. работа | 8 | 26 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Монопольная власть фирмы и концентрация продавцов на рынке | ||||||
2.1. | Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм | Лекции | 8 | 10 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм | Практические | 8 | 6 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Показатели рыночной и монопольной власти фирм | Сам. работа | 8 | 16 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Государственная политика формирования и регулирования отраслей | ||||||
3.1. | Государственная промышленная политика | Лекции | 8 | 4 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Государственная промышленная политика | Практические | 8 | 8 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Регулирование деятельности монополия | Сам. работа | 8 | 24 | ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Заздравных А.В., Бойцова Е.Ю. | ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ. : Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Самсонова М. В., Белякова Е. А. | Экономика отраслевых рынков: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Всем, кто учится: http://www.alleng.ru | |||
Э2 | 2. Основной образовательный портал: http://economicus.ru | |||
Э3 | курс moodle "Экономика отраслевых рынков" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Работа студента предполагает два основных направления деятельности (кроме лекций)– подготовка к семинарским занятиям в соответствии с предложенным списком вопросов для обсуждения на семинарах и само-стоятельная работа по освоению курса по темам, которые не вошли в лекционный или практический курс. Ориентиром здесь является список вопросов, выносимых на экзамен. Кроме того, студент должен написать реферат по одной из проблем экономики отраслевых рынков, углуб-ляющий его знания в той или иной области предмета курса. Объем ре-ферата – 5-7 стр. Основой написания реферата является список предлагаемой литературы, а также статьи в научных журналах и ресурсы Интернета. 2.2 Вопросы по темам семинарских занятий и самостоятельной ра-боте Тема 1. Предмет и методы экономики отраслевых рынков • Как сформировался предмет экономики отраслевых рынков • место экономики отраслевых рынков в системе экономических дисци-плин • различие в подходах к анализу рынков и поведения фирм в мировой экономической литературе • Основная парадигма «структура-поведение-результативность» • Показатели функционирования отрасли, факторы отраслевой политики государства • Институциональный подход с т очки зрения трансакционных издержек • В чем важность изучения экономики отраслевых рынков Тема 2. Типы фирм • Характеристика фирмы в рамках неоклассической и институциональ-ной школы • Методы анализа фирм как главного экономического агента • Виды фирм • Цели фирм • Стратегия фирм в различных рыночных структурах. • Поведение доминирующей фирмы на рынке Тема 3 Показатели концентрации и рыночной власти фирмы • Определение рынка и отрасли в теории и на практике. Установление границ рынка, их виды • Факторы, определяющие структуру рынка • Классификация рыночных структур • Роль концентрации производства, её виды и проблемы измерения • Теории концентрации • Показатели концентрации и монопольной власти фирм Тема 4. Барьеры входа-выхода • Определение барьеров входа и выхода из отрасли • Стратегические и нестратегические виды барьеров • Концепции Бэйна, Стиглера, Демсеца • Абсолютное преимущество в издержках производства, эффект масшта-ба • Дифферециация продукта и качество товара, реклама и репутация фир-мы • Вертикальная интеграция и её виды • Диверсификация производства роль незагруженных мощностей Тема 5 Совершенная конкуренция и монополия: сравнительный анализ общественного благосостояния • Сравнительный анализ поведения фирмы в краткосрочном и долго-срочном периодах • Потери от монополии: альтернативные варианты подсчетов • Эффективность рынков несовершенной конкуренции • Теории и методы оценки потерь общественного благосостояния в усло-виях монополии и олигополии • Эмпирические исследования и проблемы оценки социальной эффек-тивности в практике функционирования отраслевых рынков Тема 6 Естественные монополии • Определение естественной монополии в теории и на практике • Соотношение предельных и средних издержек и прибыльность функ-ционирования фирмы • Проблемы и способы регулирования естественных монополий • Ценообразование Рамсея Тема 7 Ценовая дискриминация • Ценообразование в условиях различных типов ценовой дискриминации в теории и на практике • Типы ценовой дискриминации • Последствия ценовой дискриминации для общественного благосостоя-ния • Стратегическое поведение фирмы в условиях эффективного осуществ-ления ценовой дискриминации • Методы осуществления ценовой дискриминации: связанные продажи и двухчастный тариф Тема 8 Вертикальная интеграция и диверсификация • Сущность вертикальной интеграции • Теории вертикальной интеграции • Формы и степень вертикальной интеграции • Монополистические мотивы и проблемы стратегического взаимодейст-вия на рынках монополии и монопсонии • Диверсификация: проблемы измерения, теории диверсификации и об-разование конгломератов Тема 9 Антимонопольная политика государства • Политика функционирования отраслей и рынков • Поведение фирм и эффективность отрасли • Цели антимонопольной политики государства • Международный опыт антимонопольной политики • Эмпирический анализ проблем отраслевой политики в России |