МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бюджетирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Лепешкина Светлана Викторовна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Бюджетирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Межов С.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Межов С.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у студентов современных теоретических знаний о содержании, условиях реализации бюджетирования и практических навыков организации бюджетного управления в организации.
Задачи дисциплины
- изучение современных методов организации финансового планирования;
- изучение технологии формирования сводного бюджета и последующего его контроля, анализа реализации стратегических задач;
- получение практических навыков и умений самостоятельно формировать бюджеты, исходя из особенностей конкретного объекта управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.виды деятельности организации, обладать основами экономических знаний в области функционирования организации; формирования системы бюджетов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности; формировать систему бюджетов на основе экономических знаний в различных сферах деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками и способностью использования основы экономических знаний в различных сферах деятельности при построении системы бюджетирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бюджетирование в системе планирования организации
1.1. Бюджетирование как управленческая технология. Функции и принципы бюджетирования Лекции 6 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Бюджетирование как управленческая технология. Функции и принципы бюджетирования Практические 6 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Цели, задачи, функции бюджетирования Сам. работа 6 10 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Организация бюджетирования Лекции 6 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Организация бюджетирования Практические 6 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Организация бюджетирования Сам. работа 6 15 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Типы бюджетов Лекции 6 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Формирование бюджетов Практические 6 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Виды и типы бюджетов Сам. работа 6 12 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Бюджетное планирование Лекции 6 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Бюджетное планирование Практические 6 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.12. Бюджетное планирование Сам. работа 6 15 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Контроль (мониторинг) исполнения сводного бюджета. Лекции 6 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.14. Мониторинг исполнения сводного бюджета Сам. работа 6 14 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.15. контроль исполнения бюджетов Практические 6 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Е. Хруцкий, Р. В. Хруцкий Внутрифирменное бюджетирование. Семь практических шагов : практ. пособие: , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хруцкий В. Е., Хруцкий Р. В. ВНУТРИФИРМЕННОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ. СЕМЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.cfin.ru
Э2 2. www.fd.ru
Э3 3. www.iteam.ru
Э4 4. www.intalev.ru
Э5 5. www.gd.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.