МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии импрегнации биомедицинских материалов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильРазработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_РЕК-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Технологии импрегнации биомедицинских материалов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о теоретических основах импрегнации и направленной функционализации биомедицинских материалов с использованием инновационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
ПК-3 готовностью использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований
ПСК-8 Способность использовать современные тенденции развития медицинских биотехнологий и принципы доклинических и клинических испытаний препаратов медицинского назначения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы и закономерности технологии импрегнации биомедицинских материалов;
3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать эффективные методы направленной функционализации синтетических и биополимерных материалов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проведения процесса СКФ импрегнации из среды СК – СО2.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Ведение в дисциплину Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
1.2. Основные задачи импрегнации Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
1.3. Подготовка к практическому заеятию Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теоретические основы импрегнации полимеров в контексте создания биомедицинских материалов
2.1. Теоретические основы импрегнации полимеров атмосферном давлении Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
2.2. Теоретические основы импрегнации полимеров при повышенном и пониженном давлении Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
2.3. Основы импрегнации полимеров для создания биомедицинских материалов Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
2.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические основы прогнозирования эффективных методов направленной функционализации синтетических и биополимерных материалов
3.1. Основы прогнозирования методов функционализации полимерных материалов Лекции 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
3.2. Теоретические основы прогнозирования эффективных методов направленной функционализации синтетических и биополимерных материалов Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
3.3. Прогнозирование направленной функционализации синтетических и биополимерных материалов Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
3.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Теоретические основы проведения процесса СКФ импрегнации из среды СК-СО2
4.1. Импрегнация в СКФ Лекции 3 6 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
4.2. Основные стадии процесса импрегнации с использованием сверхкритического СО2 Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
4.3. Проблемы, возникающие при проведении импрегнации в СК-СО2 Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
4.4. Математическое моделирование диффузии в полимерной матрице в среде СКФ Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
4.5. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 18 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Методы СКФ технологий для производства биоактивных и биорезорбируемых композитов.
5.1. СКФ-технологии производства биоактивных и биорезорбируемых материалов, используемых в медицине и фармации Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
5.2. Основные направления импрегнации полимеров. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
5.3. Методы СКФ -импрегнации Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
5.4. Импрегнирование наноразмерных частиц Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1
5.5. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-2, ПК-3, ПСК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Теоретические основы импрегнации полимеров
2. Адсорбция и пропитывание растворами биологически активных веществ с последующей сушкой как способ импрегнации биологически активных соединений.
3. Скорость выделения иммобилизованных биологически активных веществ
4. Вакуумное импрегнирование полимеров: основные закономерности процесса.
5. Автоклавное импрегнирование под давлением.
6. Физико-химические основы сверхкритического и околокритического состояния вещества для импрегнации
7. Основные стадии процесса импрегнации с использованием сверхкритического СО2: растворение целевого вещества в фазе флюида, распределение вещества между фазой флюида и полимером, удаление остатков растворителя.
8. Преимущества использования СК-СО2.
9. Проблемы, возникающие при проведении импрегнации в СК-СО2: низкая растворимость лекарственных препаратов. Использование сорастворителей (энтрайнеров).
10. Факторы, влияющие на эффективность процесса СКФ импрегнации: температура и давление импрегнации, размеры и форма импрегнируемого образца, надмолекулярная структура и степень кристалличности полимера, сродство к импрегнирующему субстрату.
11. Увеличение скорости диффузии импрегнирующих добавок после предварительной обработки полимеров в СК-СО2.
12. Кинетика сверхкритической флюидной импрегнации в полимерах.
13. Требования к прекурсорам, используемым для СКФ импрегнации полимеров.
14. Метод PGSS для получения композитных полимерных материалов.
15. Метод PGSS для производства лекарственных субстанции и препаратов пролонгированного действия.
16. Метод SAS (Supercritical AntiSolvent) для получения биоактивных и биорезорбируемыз композитов. Повышение биодоступности фармацевтических субстанций, плохо растворимых в воде.
17. Метод SAS для получения препаратов пролонгированного действия.
18. SAS-технологии для получения микро- и наночастиц прекурсоров оксидов металлов.
19. Синтез аэрогелей. Аэрогели – сорбенты, средства адресной доставки лекарств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Импрегнация лекарственными препаратами с целью создания систем медленного дозирования лекарств, технологии создания «Drug Delivery».
2. Использование сорастворителей (энтрайнеров) при проведении импрегнации в СК-СО2 мало растворимых лекарственных препаратов.
3. Двухстадийный метод импрегнации полимеров с использованием предварительной СКФ обработки.
4. Метод PGSS для производства лекарственных субстанции и препаратов пролонгированного действия.
5. Получение биорезорбируемых композиционных материалов с использованием СКФ осаждения
6. Метод SAS (Supercritical AntiSolvent) для получения биоактивных и биорезорбируемых композитов.
7. Метод SAS для получения препаратов пролонгированного действия.
8. SAS-технологии для получения микро- и наночастиц прекурсоров оксидов металлов
9. Синтез аэрогелей и полимерных нанопористых структур с высокой степенью пористости в условиях СКФ.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. К.Е. Гонсалвеса, К.Р. Хальберштадта, К.Т. Лоренсина, Л.С. Наир и др. Наноструктуры в биомедицине : - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, . - , 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427838
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.Л. Хенч, Д.Р. Джонс ; пер. Ю.Л. Цвирко, А.А. Лушникова. Хенч, Л.Л. Биоматериалы, искусственные органы и инжиниринг тканей : Москва : РИЦ "Техносфера", 2007. - 304 с. - (Мир биологии и медицины), 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115672
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
Э3 http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
Э4 http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
Э5 http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Э6 Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э7 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
- ресурсы Интернет («Консультант плюс» http://www.consultant.ru , «Гарант» http://www.garant.ru, «Научная электронная библиотека» http://www.elibrery.ru, «Центральная научная медицинская библиотека» http://www.scsml.rssi.ru, «Медицинские Интернет Ресурсы» http://www.it2med.ru/mir.html, издательство «Медицина» http://www.medlit.ru, Поисковые системы: Google, Yandex, Rambler. Yahoo, Bing)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины «Технологии импрегнации биомедицинских материалов» изучается в течение одного семестра (3 семестр второй курс) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом.
Посещение лекционных занятий является обязательным, на лекциях рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины, задается вектор развития научного знания по изучаемым темам.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы, формируя определенные умения и навыки. Подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуется использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.