МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансы социальной сферы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_О-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Финансы социальной сферы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н. Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1. - формирование знаний в области финансирования отдельных отраслей социальной сферы с учетом современных проблем и перспектив их реформирования,
- формирование навыков использования полученных знаний в научной, педагогической и практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
ПК-1 способностью собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие и структуру отраслей социальной сферы в РФ и зарубежом;
источники финансирования отдельных отраслей социальной сферы;
особенности расходования средств по реализации задач отраслей социальной сферы;
современные проблемы и перспективы реформирования социальной сферы в РФ и зарубежом.
3.2.Уметь:
3.2.1.разграничивать основные источники доходов по отраслям социальной сферы;
определять избыток (недостаток) средств на покрытие основных расходов отдельных отраслей социальной сферы;
выделять возможные (альтернативные источники покрытия расходов на социальное обслуживание)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.научной постановки проблем, связанных с развитием социальной сферы и ее отдельных отраслей;
использования приемов сравнительного анализа различных теоретико-методологичеких подходов в исследовании сущности и проблем социальной сферы;
обоснования возможных перспектив реформирования социальной сферы в современных экономических условиях;
самостоятельной исследовательской работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и содержание социальной сферы
1.1. Понятие и основные черты социальной сферы Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Отрасли и виды учреждений социальной сферы Практические 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Отрасли и виды учреждений социальной сферы Сам. работа 6 8 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основные направления финансирования социальной сферы
2.1. Расходы государства на социальную сферу Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Иные источники финансирования отраслей социальной сферы Практические 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Иные источники финансирования отраслей социальной сферы Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Особенности финансирования отдельных отраслей социальной сферы
3.1. Финансовые основы систем образования и здравоохранения Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Особенности финансирования образования Практические 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Особенности финансирования образования Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Расходы на здравоохранение Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.5. Расходы на здравоохранение Практические 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. Расходы на здравоохранение Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.7. Финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.8. Финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства Практические 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.9. Финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.10. Система социальной защиты населения Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.11. Система социальной защиты населения Практические 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.12. Система социальной защиты населения Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.13. Особенности финансов иных отраслей социальной сферы Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.14. Особенности финансов иных отраслей социальной сферы Практические 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.15. Особенности финансов иных отраслей социальной сферы Сам. работа 6 8 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общ. ред. Н. А. Восколович. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E2774145-21AF-4BB7-82E9-825931CA69F7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Ишина [и др.] ; под ред. И. В. Ишиной Финансы некоммерческих организаций: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DDD5E7C5-6868-4BD6-9F5B-8BB601C7D983.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" www.portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 Министерство финансов Российской Федерации www.minfin.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины "Финансы социальной сферы" составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
Основной целью лекционных занятий является формирование у студентов системы компетенций по основным теоретическим аспектам финансирования социальной сферы.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на тестовые задания;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в виде зачета.