МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология экстремальных ситуаций и состояний

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Психология экстремальных ситуаций и состояний

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2017-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка специалистов к профессиональной деятельности в области клинической психологии, формирование у студентов соответствующих общекультурных ипрофессиональных компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, формирование у студентов знаний о важнейших законах, закономерностях и принципах создания, функционирования и развития психических процессов и личности,
ознакомление студентов с основными отраслями научной психологии в области экстремальных ситуаций и состояний, видами и сферами работы психологов-практиков вэкстремальных и чрезвычайных ситуациях, формирование образа психолога-профессионала, работающего с кризисными состояниями (когнитивная и ценностно-смысловая составляющая), содействие развитию мотивации к освоению профессии «клинический психолог», раскрытие основных проблем, связанных с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в трудной и экстремальной ситуации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
ПК-7 готовностью и способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы общетеоретических учебных курсов в объеме, необходимом длярешения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управленческих задач, поставленных
данной дисциплиной;
основные направления и перспективы развития междисциплинарных знанийв области методологии и методов психологической помощи в кризисных ичрезвычайных ситуациях;
психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в областях работы в экстремальных и кризисных ситуациях
3.2.Уметь:
3.2.1.-прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях при воздействии экстремальных факторов;
-профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека в целях профилактики кризисных и экстремальных состояний;
- применять знания в практике межличностного взаимодействия и эффективного общения с другими людьми в контексте психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп в различных стрессовых состояниях;
-навыками оказания психологической поддержки, терапии и коррекции лицам с посттравматическим стрессовым расстройством, лицам, побывавшим в экстремальной или кризисной ситуации;
-технологиями оказания психологической помощи и самопомощи в кризисных ситуациях;
-методами психологического сопровождения личности взрослых и детей в кризисном состоянии, техниками работы с группами в кризисных и чрезвычайных ситуациях;
-навыками взаимодействия со специалистами помогающих профессий, участвующими в оказании помощи пострадавшим в кризисных и чрезвычайных ситуациях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Антивитальное поведение (суицидальное, парасуицидальное, самоповреждающее): психологические механизмы формирования.
1.1. Патопсихологическая модель формирования антивитального поведения Лекции 9 4 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Нейропсихологические особенности суицидального поведения при депрессии Практические 9 6 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Депрессивная триада А. Бека и суицидальные мысли Практические 9 4 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Диалектико-поведенческая модель формирования и поддержания антивитальных форм поведения Сам. работа 9 6 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Культурные особенности самоповрждающего поведения Практические 9 6 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Психологические механизмы самоповреждающего и суицидального поведения. Антивитальное поведение как деятельность Практические 9 6 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Признаки депрессии и суицидальной настроенности у подростка и взрослого Сам. работа 9 6 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Пограничное расстройство личности и суицидальное поведение Сам. работа 9 6 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Психотерапия, профилактика суицидального и самоповреждающего поведения
2.1. 1. Когнитивно-поведенческая психотерапия антивитальных форм поведения Практические 9 6 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. 2. Психотерапия антивитальных мотивов при расстройствах пищевого поведения, дисморфофобии у подростков Сам. работа 9 6 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. 3. Социальная тревога и суицидальное поведение: пути психотерапии Практические 9 4 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. 4. Метакогнитивные техники психотерапии суицидального и самоповреждающего поведения Сам. работа 9 6 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. 5. Диалектико-бихевиоральная модель психотерапии суицидального поведения Сам. работа 9 6 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1) Риски суицидального поведения при личностных аномалиях.
2) Дисфункциональные убеждения о себе, других и окружающем мире при личностных аномалиях разного типа. Базовые убеждения, промежуточные убеждения и автоматические мысли при личностных расстройствах. Депрессивная триада и риск суицидального поведения.
3) Антивитальное и суицидальное поведение в подростковом возрасте.
4) Мотивация суицидального поведения.
5) Мотивация и психологические риски самоповреждеющего поведения в подростковом возрасте.
6) Антивитальные мотивы при расстройствах пищевого поведения у молодежи.
7) Расстройства личности и суицидальное поведение.
8) Диалектическая поведенческая терапия при суицидальном и самоповреждающем поведении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Целевая структура деятельности при суицидальном и самоповреждающем поведении.
2. Составление экспертного заключение в связи со случаем самоповреждающего поведения подростка.
3. Составление экспертного заключение в связи со случаем парасуицидального поведения подростка.
4. Составление экспертного заключение в связи со случаем завершенного суицида подростка.
5. Психологическая характеристика подростка с суицидальным и самоповреждающим поведением.
6. Антивитальное поведение как деятельность.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одинцова М.А., Самаль Е.В. ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Караяни А. Г. , Цветков В. Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие Москва: Юнити-Дана, Закон и право, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Экстремальная психология: Методическая литература Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На зачет выносится два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».