Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-6-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | подготовка специалистов к профессиональной деятельности в области клинической психологии, формирование у студентов соответствующих общекультурных ипрофессиональных компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, формирование у студентов знаний о важнейших законах, закономерностях и принципах создания, функционирования и развития психических процессов и личности, ознакомление студентов с основными отраслями научной психологии в области экстремальных ситуаций и состояний, видами и сферами работы психологов-практиков вэкстремальных и чрезвычайных ситуациях, формирование образа психолога-профессионала, работающего с кризисными состояниями (когнитивная и ценностно-смысловая составляющая), содействие развитию мотивации к освоению профессии «клинический психолог», раскрытие основных проблем, связанных с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в трудной и экстремальной ситуации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-9 | способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций |
ПК-7 | готовностью и способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы общетеоретических учебных курсов в объеме, необходимом длярешения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управленческих задач, поставленных данной дисциплиной; основные направления и перспективы развития междисциплинарных знанийв области методологии и методов психологической помощи в кризисных ичрезвычайных ситуациях; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в областях работы в экстремальных и кризисных ситуациях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях при воздействии экстремальных факторов; -профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека в целях профилактики кризисных и экстремальных состояний; - применять знания в практике межличностного взаимодействия и эффективного общения с другими людьми в контексте психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп в различных стрессовых состояниях; -навыками оказания психологической поддержки, терапии и коррекции лицам с посттравматическим стрессовым расстройством, лицам, побывавшим в экстремальной или кризисной ситуации; -технологиями оказания психологической помощи и самопомощи в кризисных ситуациях; -методами психологического сопровождения личности взрослых и детей в кризисном состоянии, техниками работы с группами в кризисных и чрезвычайных ситуациях; -навыками взаимодействия со специалистами помогающих профессий, участвующими в оказании помощи пострадавшим в кризисных и чрезвычайных ситуациях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Антивитальное поведение (суицидальное, парасуицидальное, самоповреждающее): психологические механизмы формирования. | ||||||
1.1. | Патопсихологическая модель формирования антивитального поведения | Лекции | 9 | 4 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Нейропсихологические особенности суицидального поведения при депрессии | Практические | 9 | 6 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Депрессивная триада А. Бека и суицидальные мысли | Практические | 9 | 4 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.4. | Диалектико-поведенческая модель формирования и поддержания антивитальных форм поведения | Сам. работа | 9 | 6 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.5. | Культурные особенности самоповрждающего поведения | Практические | 9 | 6 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.6. | Психологические механизмы самоповреждающего и суицидального поведения. Антивитальное поведение как деятельность | Практические | 9 | 6 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.7. | Признаки депрессии и суицидальной настроенности у подростка и взрослого | Сам. работа | 9 | 6 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.8. | Пограничное расстройство личности и суицидальное поведение | Сам. работа | 9 | 6 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Психотерапия, профилактика суицидального и самоповреждающего поведения | ||||||
2.1. | 1. Когнитивно-поведенческая психотерапия антивитальных форм поведения | Практические | 9 | 6 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.2. | 2. Психотерапия антивитальных мотивов при расстройствах пищевого поведения, дисморфофобии у подростков | Сам. работа | 9 | 6 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.3. | 3. Социальная тревога и суицидальное поведение: пути психотерапии | Практические | 9 | 4 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.4. | 4. Метакогнитивные техники психотерапии суицидального и самоповреждающего поведения | Сам. работа | 9 | 6 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.5. | 5. Диалектико-бихевиоральная модель психотерапии суицидального поведения | Сам. работа | 9 | 6 | ОК-9, ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1) Риски суицидального поведения при личностных аномалиях. 2) Дисфункциональные убеждения о себе, других и окружающем мире при личностных аномалиях разного типа. Базовые убеждения, промежуточные убеждения и автоматические мысли при личностных расстройствах. Депрессивная триада и риск суицидального поведения. 3) Антивитальное и суицидальное поведение в подростковом возрасте. 4) Мотивация суицидального поведения. 5) Мотивация и психологические риски самоповреждеющего поведения в подростковом возрасте. 6) Антивитальные мотивы при расстройствах пищевого поведения у молодежи. 7) Расстройства личности и суицидальное поведение. 8) Диалектическая поведенческая терапия при суицидальном и самоповреждающем поведении. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Целевая структура деятельности при суицидальном и самоповреждающем поведении. 2. Составление экспертного заключение в связи со случаем самоповреждающего поведения подростка. 3. Составление экспертного заключение в связи со случаем парасуицидального поведения подростка. 4. Составление экспертного заключение в связи со случаем завершенного суицида подростка. 5. Психологическая характеристика подростка с суицидальным и самоповреждающим поведением. 6. Антивитальное поведение как деятельность. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Одинцова М.А., Самаль Е.В. | ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Караяни А. Г. , Цветков В. Л. | Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие | Москва: Юнити-Дана, Закон и право, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Экстремальная психология: Методическая литература | Директ-Медиа, 2013 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
На зачет выносится два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно». |