МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психотерапия в клинической психологии:теория и практика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 19 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Практические 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 66 66 39 39 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент , Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент , Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Психотерапия в клинической психологии:теория и практика

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение основных методов и методологии разных видов (такитик, методик, приемов) психотерапевтического вмешательства в клинической психологии (на примере разных клинических состояний, психических нарушений, расстройств).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
ПСК-3.3 способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- способы анализа информации для осуществления психологического вмешательства и технологии разработки программы вмешательства при решении разных задач клинической практики (самостоятельно и в кооперации);
- техники и методы, методологию психотерапевтического вмешательства в клинике
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять и анализировать информацию для осуществления психологического вмешательства и технологии разработки программы вмешательства при решении разных задач клинической практики (самостоятельно и в кооперации);
- применять методы и приемы, техники разных видов психотерапевтического вмешательства при решении разных задач клиники.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками определения и анализа информации для осуществления психологического вмешательства и технологии разработки программы вмешательства при решении разных задач клинической практики (самостоятельно и в кооперации);
- навыки применения психотерапевтического вмешательства при решении разных задач клинической практики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология психотерапии в клинической психологии: обоснование вмешательтства
1.1. Методологические основы психотерапии в клинической практике Лекции 3 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Методология общей и когнитивно-поведенческой психологии и психотерапии в клинической практике Практические 3 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Методология общей и когнитивно-поведенческой психологии и психотерапии в клинической практике Сам. работа 3 12 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Транстеоретический подход в психотерапии Лекции 3 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Транстеоретический подход в психотерапии Практические 3 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Транстеоретический подход в психотерапии Сам. работа 3 12 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии Лекции 3 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии Сам. работа 3 12 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии Практические 3 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии Сам. работа 3 12 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основные методы психотерапии в клинике пограничных состояний
2.1. Приемы иметоды психотерапии в клинике пограничных состояний Лекции 3 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Методы психотерапии в клинике пограничных состояний Практические 3 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Методы психотерапии в клинике пограничных состояний Сам. работа 3 12 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Психокоррекция и психотерапия: сходства и различия Лекции 3 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Психокоррекция и психотерапия: сходства и различия Сам. работа 3 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Психокоррекция и психотерапия Практические 3 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Психокоррекция и психотерапия Сам. работа 4 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Технические приемы работы с разными типами проблем при невротических и личностных аномалиях Практические 3 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Технические приемы работы с разными типами проблем при невротических и личностных аномалиях Сам. работа 4 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основные методы когнитивной и поведенческой психотерапии в клинической практике
3.1. Методы когнитивной психотерапии в клинической практике Лекции 3 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Методы когнитивной психотерапии в клинической практике Сам. работа 4 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Основные методы поведенческой психотерапии в клинической практике Лекции 4 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Методы когнитивной психотерапии в клинической практике Практические 4 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Анализ искажений мышления в психотерапии Лекции 4 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Методы поведенческой психотерапии в клинической практике Практические 4 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Методы работы с искажениями мышления Практические 4 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Методы поведенческой активации при депрессиях Практические 4 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.9. Когнитивная терапия депрессии (Бек) Лекции 4 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Эффективность психотерапии в клинической практике. Доказательная психотерапия
4.1. Принципы доказательного психотерапевтического вмешательства Лекции 4 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике Лекции 4 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике Сам. работа 4 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии Лекции 4 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Принципы доказательного психотерапевтического вмешательства Практические 4 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Принципы доказательного психотерапевтического вмешательства Сам. работа 4 5 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.7. Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике Практические 4 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.8. Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике Сам. работа 4 5 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.9. Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии Сам. работа 4 5 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.10. Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии Практические 4 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.11. Экзамен Экзамен 4 27 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.12. Зачет Зачет 3 0 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Методология психотерапии в клинической психологии: обоснование вмешательтства
2. Методология общей и когнитивно-поведенческой психологии и психотерапии в клинической практике
3. Транстеоретический подход в психотерапии
4. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии
4. Приемы иметоды психотерапии в клинике пограничных состояний
5. Методы психотерапии в клинике пограничных состояний
6. Психокоррекция и психотерапия: сходства и различия
7. Технические приемы работы с разными типами проблем при невротических и личностных аномалиях
8. Методы когнитивной психотерапии в клинической практике
9. Основные методы поведенческой психотерапии в клинической практике
10. Методы поведенческой психотерапии в клинической практике
11. Методы работы с искажениями мышления
12. Методы поведенческой активации при депрессиях
13. Когнитивная терапия депрессии (Бек)
14. Принципы доказательного психотерапевтического вмешательства
15. Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике
16. Эффективность терапии в работе с личностными аномалиями
17. Эффективность терапии в работе с невротическими расстройствами
18. Эффективность психотерапии при работе с феноменом острого горя
19. Методы и эффективность психотерапии при работе с феноменом ПТСР и острым стрессовым расстройством
20. Методы и эффективность психотерапии при работе с соматоформными и тревожно-фобическими расстройствами .
21. Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Психотерапия в клинической психологии: обоснование вмешательтства
2. Методология когнитивно-поведенческой психологии и психотерапии в клинической практике
3. Транстеоретический подход в психотерапии зависимостей
4. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям
4. Феномен комплаенса в психотерапии как необходимое условие эффективности
5. Психотерапия в работе с личностными аномалиями
6. Психотерапия и прогностическая эффективность в работе с невротическими расстройствами
7. Методы психотерапии при работе с феноменом острого горя
8. Психотерапия при работе с феноменом ПТСР и острым стрессовым расстройством
9. Психотерапия с пациентами с соматоформными и тревожно-фобическими расстройствами


.
21. Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение



Доклады, презентации по актуальным проблемам психотерапии в клинической психологии

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
Л1.3 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Олешкевич В.И. ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А. АДЛЕРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoftм office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».