МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы археологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы археологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы археологии» является изучение истории зарождения, становления и развития археологической науки в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

OK-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-24 способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю археологических исследований, основные виды археологических памятников и археологическую периодизацию.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять основные методы археологических исследований в своей научно-исследовательской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки обработки археологических материалов и опыт работы с научной литературой по археологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть. Теоретические основы курса.
1.1. Введение в археологию Лекции 7 6 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. История становления и развития археологии в России Практические 7 2 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. История изучения палеолита Сибири Практические 7 2 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Археологические памятники и источники Сам. работа 7 36 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. История формирования и развития археологии Лекции 7 2 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Археологические памятники и методы их изучения Лекции 7 6 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.7. «Археологическая культура» – понятие современной археологии Практические 7 2 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.8. Научная регламентация археологических раскопок и разведок. Современное законодательство об охране и использовании памятников археологии Сам. работа 7 32 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Археология эпох камня, палеометалла, раннего железного века и средневековья
2.1. Археология каменного века Лекции 7 4 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Неолит Евразии Практические 7 2 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Археология палеометалла Лекции 7 6 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Андроновская культурно-историческая общность Практические 7 2 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Археология раннего железного века Лекции 7 6 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Эпоха раннего железа (скифское и гунно-сарматское время) Сам. работа 7 22 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая Практические 7 2 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.8. Тагарская культура Практические 7 2 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.9. Гунно-сарматское время Центральной Азии и Южной Сибири Практические 7 2 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.10. Средневековая археология Лекции 7 6 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.11. Этнокультурная история Западной и Южной Сибири в раннем средневековье Практические 7 2 OK-2, ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие «археология» и основные характеристики научной дисциплины.
2. Археологические источники.
3. Археологическая периодизация и хронология.
4. Виды археологических памятников.
5. Археологические методы изучения источников.
6. Антропогенез и индустрия палеолита.
7. Развитие человека в голоцене. Археологические культуры мезолита.
8. Освоение человеком металлургии. Археологические культуры энеолита.
9. Археологические культуры раннего и развитого бронзового века.
10. Археологические культуры позднего бронзового века.
11. Освоение железоделательного производства и его культурно-историческое значение.
12. Кочевые культуры раннего железного века степной полосы Евразии.
13. Кочевые культуры эпохи раннего средневековья.
14. Кочевые культуры эпохи развитого средневеколвья.
15. Развитие археологии в России.
16. Понятие «археологическая культура» в археологии.
17. Изучение палеолита в Сибири.
18. Понятие «неолитической революции».
19. Андроновская культурно-историческая общность.
20. Изучение скифской эпохи Алтая.
21. Южная Сибирь в гунно-сарматское время.
22. Западная Сибирь в раннем средневековье.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы:
1. Археологические методы исследования.
2. Естественнонаучные методы в археологии.
3. Разновидности поселенческих памятников.
4. Разновидности погребальных памятников.
5. Способы погребений: возникновение и эволюция.
6. Основные комплексы археологических предметов.
Рефераты:
1. Палеолит Алтая: памятники и характеристика эпохи.
2. Мезолитические комплексы Алтая.
3. Неолит Алтая и Западной Сибири.
4. Бронзовый век юга Западной Сибири.
5. Ранний железный век на Алтае.
6. Алтай в эпоху средневековья.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практическое задание для самостоятельной работы:
Тема: История изучения палеолита Сибири
1. Открытие и первоначальное осмысление палеолита Сибири (2-я половина XIX – начало XX вв.).
2. Начало профессионального изучения палеолита Сибири (30–40-е годы XX в.). Работы М.М. Герасимова, А.П. Окладникова, Г.П. Сосновского, С.М. Сергеева и др.
3. Изучение палеолита Сибири в 50–70-е годы XX в. Выделение культур и этнокультурных ареалов. Особенности палеолитического искусства Сибири.
4. Выделение и обоснование раннепалеолитической и мустьерской эпохи Сибири. Современные гипотезы заселения и освоения Сибири человеком.
5. Изучение палеолита Алтая в 1980–2000-е гг.
Учебники и учебные пособия
Археология: Учебник / Под ред. В.Л. Янина. М., 2006. С. 28–91.
Деревянко А.П., Маркин С.В., Васильев С.А. Палеолитоведение: Ведение и основы. Новосибирск, 1994. 288 с.
История Алтая: Учебное пособие. Барнаул, 1995. Т. 1. С. 7–24.
Кунгуров А.Л. Палеолит и мезолит Алтая: учебное пособие. Барнаул, 1989. 89 с.
Кунгуров А.Л., Цыро А.Г. История открытия и изучения палеолита Алтая: учебное пособие. Барнаул: Азбука, 2006. 144 с.
Мартынов А.И. Археология: Учебник. М., 2005. С. 57–96.
Основная литература
Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР. Свод археологических источников. М.; Л., 1962. (САИ. А4–3).
Деревянко А.П. Верхний палеолит в Африке и Евразии и формирование человека современного анатомического типа. Новосибирск, 2011. 560 с.
История Сибири. Л., 1968. Т. 1.
Палеолит СССР. М., 1984. С. 9–15, 145–149, 302–334. (Археология СССР).
Практическое задание для самостоятельной работы:
Тема: Андроновская культурно-историческая общность
1. Природно-экологические условия в эпоху бронзы на территории Евразии.
2. Понятие «культурно-историческая общность».
3. Андроновская культурно-историческая общность.
4. Археологические памятники андроновской культуры Алтая.
Учебники и учебные пособия
Археология: Учебник / Под ред. В.Л. Янина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. С. 219–250.
Мартынов А.И. Археология: Учебник. М.: Высш. шк., 2005. С. 181–190, 209–218.
История Алтая: Учебное пособие. Барнаул, 1995. Ч. 1. С. 45–51.
Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век: Учеб. пособие. М.,2002. 226 с.
Литература
Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986. С. 41–50.
История Сибири. Том 1. Древняя Сибирь. Л, 1968. С. 172–180.
Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б. Итоги археологического изучения памятников энеолита и бронзового века лесостепного и степного Алтая // Алтайский сборник. Барнаул, 1992. Вып. XV. С. 194–222.
Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. С. 67–105.
Корочкова О.Н. К обсуждению термина «андроновская общность» // Проблемы первобытной археологии Евразии. М., 2004. С. 202–211.
Косарев М.В. Второй период развития бронзового века Западной Сибири (андроновская эпоха) // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР, М., 1987. С. 276–279.
Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М., 1994. 464 с.
Матвеев А.В. Первые андроновцы в лесах Зауралья. Новосибирск, 1999. 417 с.
Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края // Материалы по этнографии. 1929. Т. IV. Вып. 2. С. 41–62.
Ткачева Н.А., Ткачев А.А. Эпоха бронзы Верхнего Прииртышья. Новосибирск, 2008. 304 с.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
Л1.2 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5
Л1.3 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Добровольская М.В. Археология: учебное пособие М.: Прометей, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Петров Н.И. Археология: учебное пособие Санкт-Петербург : Издательство «СПбКО», 2008 biblioclub.ru
Л2.3 Шер Я.А. Введение в археологию: учебное пособие М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» http//www.archeology.asu.ru
Э2 Скифская эпоха Алтая www.hist.asu.ru
Э3 «Скифская культура Алтая» на сайте ГМИЛИКА (Барнаул) www-ic.dcn-asu.ru
Э4 Институт археологии этнографии СО РАН www.sati.archaeology.nsc.ru
Э5 Anthropology www.brown.edu
Э6 Бронзовый век www.geocities.com
Э7 Государственный Эрмитаж www.hermitage.ru
Э8 Археология Европы odur.let.rug.nl
Э9 Академия наук www.ban.ru
Э10 Археологический web-журнал Сибири www.mmedia.nsu.ru
Э11 Археологическое обозрение kleio.dcn-asu.ru
Э12 Археология www.list.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодизацией. Обучающимся необходимо ознакомиться с историей археологических исследований, основными видами археологических памятников и археологической периодизацией; обратить внимание на применение основных методов археологических исследований; усвоить приемы обработки археологических материалов и опыт работы с научной литературой по археологии.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических заданий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Основы археологии», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.