МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Супервизия по когнитивно-бихевиоральной терапии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2019
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 272
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10, 11

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) 5 (10) 6 (11) Итого
Недель 18,5 18 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 64 64 64 64 144 144 272 272
Сам. работа 8 8 8 8 72 72 88 88
Итого 72 72 72 72 216 216 360 360

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Супервизия по когнитивно-бихевиоральной терапии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2014-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование и отработка навыков разбора реальных случаев терапии, структурирование практической работы, формирование профессионального аналитического подхода в русле когнитивно-бихевиоральной модели психических расстройств.
Задачи:
- Формирование и отработка навыков разбора реальных случаев терапии, техник КБТ в примннении в реальных клинических случаях.
- Структурирование практической работы. Профилактика срывов и прекращения терапии. Прогнозирование эффективности (рецидивы и ремиссии). Создание плана терапевтической работы.
- Обеспечить условия для формирования профессионального аналитического подхода в русле когнитивно-бихевиоральной модели психических расстройств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.10 способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сформировать представление о профессиональных особенностях осуществления психологической помощи в рамках когнитивно-поведенческой модели психотерапии при разных психических нарушениях, расстройтсвах адаптации, аномалиях личности,
- о супервизии и профессиональной компетентности клинического психолога.,
- об особенностях применения когнитивно-поведенческой модели при решении задач клинико-психологической практики, а также отдельных когнивных, когнитивно-поведенческих и поведенческих техниках, - возможность супервизорского анализа данной практики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- знать особенности и уметь применять методологтческие принципы и техники КБТ при решении клинико-психологических задач, анализа реальных клинических случаев,
- уметь структурировать собственную практическую практическую работу, осуществлять психологическое консультирование, психотерапию и психокоррекцию с помощью средств когнитивно-поведенческой модели,
- уметь предупреждать и предотвращать срывы и прекращения терапии, прогнозировать эффективность (рецидивы и ремиссии),
- уметь создавать и анализировать осложнения плана терапевтической работы,
- концептуализировать случай для супервизии и осуществлять супервизию другого.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- сформировать навыки разбора реальных случаев терапии, техник КБТ в примннении в реальных клинических случаях.
- навыки применять методологию, методы и отдельные техники когнитивно-поведенческой модели психотерапии в соответствии с целями и задачами клинико-психологической практики,
осуществления супервизии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизия в КБТ и профессиональная компетентность клинического психолога. Анализ осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях.
1.1. Супервизия в КБТ. Лабораторные 9 24
1.2. Супервизия в КБТ и профессиональная компетентность клинического психолога. Анализ осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях. Лабораторные 9 20
1.3. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения. Супервизор и супервизируемый. Супервизия как процесс обучения и научения, профессионально-ориентированная позиция помощи. Лабораторные 9 20 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.4. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения. Супервизор и супервизируемый. Супервизия как процесс обучения и научения, профессионально-ориентированная позиция помощи. Сам. работа 9 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.5. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций (Шмельцер, Залевский). Подчеркивание образовательной функции. Лабораторные 10 24 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.6. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций (Шмельцер, Залевский). Подчеркивание образовательной функции. Лабораторные 10 20 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.7. Непрерывное отслеживание и оценка продвижения супервизируемого. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии. Лабораторные 10 20 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.8. Анализ и классификация распространенных и уникальных осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях. Сам. работа 10 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.9. Анализ и классификация распространенных и уникальных осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях. Лабораторные 11 18 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.10. Концептуализация проблемных ситуаций в когнитивно-поведенческой терапии разных психических расстройств, нарушений адаптации, аномалий личности. Лабораторные 11 18 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.11. Оценка продвижения супервизируемого. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии. Сам. работа 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Профилактика срывов и прекращения терапии. Эффективность терапии и супервизия. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических групп.
2.1. Способы профилактики срывов и срывов и прекращения терапии – разбор клинических случаев Критерии эффективности терапии, отслеживание изменений в процессе терапии. Сам. работа 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе. Дж. Вольпе как один из родоначальников супервизии в КБТ. Лабораторные 11 10 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Проблемы начинающего психотерапевта. Планирование психотерапевтической интервенции. Тренинг самоутверждения. Лабораторные 11 12 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Ипохондрический страх. Игнорирование истории жизни и другие базисные ошибки. Страх навредить или не помочь. Лабораторные 11 10 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Техники профилактики и предотвращения осложнений терапии в когнитивно-поведенческой модели. Лабораторные 11 4 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.6. Техники профилактики и предотвращения осложнений терапии в когнитивно-поведенческой модели. Сам. работа 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Анализ мотивации клиента, пациента в когнитивно-бихевиоральном консультировании и терапии. Супервизия практической работы.
3.1. Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений. Мотивация в терапии – анализ с целью разработки приемов вмешательства. Лабораторные 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений. Мотивация в терапии – анализ с целью разработки приемов вмешательства. Сам. работа 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия работы с разными клиническими группами пациентов: анализ специфики и логики ведения процесса вмешательства. Лабораторные 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.4. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия работы с разными клиническими группами пациентов: анализ специфики и логики ведения процесса вмешательства. Сам. работа 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.5. Реакция на диагностику и терапию. Анализ сложностей при выполнении домашнего задания. Лабораторные 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.6. Анализ аудио и видео- материалов собственной работы: супервизорский анализ. Лабораторные 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.7. Супервизия работы клинического психолога в модели когнтивно-поведенческой психотерапии (на примере клиники пограничных состояний). Лабораторные 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.8. Супервизия работы клинического психолога в модели когнтивно-поведенческой психотерапии (на примере клиники пограничных состояний). Сам. работа 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Построение и проверка гипотез на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. Подбор эффективных техник изменений: супервизия.
4.1. Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. Лабораторные 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. Сам. работа 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Подбор эффективных техник изменений на основе процесса проверки гипотез. Обучение формулировке гипотез. Лабораторные 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.4. Подбор эффективных техник изменений на основе процесса проверки гипотез. Обучение формулировке гипотез. Сам. работа 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.5. Обсуждения проблем формулировки и проверки гипотез. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность. Лабораторные 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.6. Обсуждения проблем формулировки и проверки гипотез. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность. Сам. работа 11 4 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.7. Супервизорские установки: преодоление. Безопасность супервизии. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов. Лабораторные 11 8 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.8. Супервизорские установки: преодоление. Безопасность супервизии. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов. Сам. работа 11 4 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. . Ответственность в терапии: супервизия и обучение.
2. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность. Супервизорские установки: преодоление.
3. Супервизия психоэдукации с родственниками пациентов.
4. Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений..
5. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии.
6. Феномен и терапия выученной беспомощности М. Селигмана: супервизия практической работы (разбор случая).
7. Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ.
8. Проблема мотивации и эмоций пациента в БКТ.
9. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе.
10. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия.
11. Супервизия терапевтов: страх перед успехом, проблемы начинающего психотерапевта, планирование психотерапевтической интервенции.
12. Техники прогнозирования состояния пациента, предотвращение срывов и прекращения терапии.
13. Современные проблемы супервизии в КБТ.
14. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций.
15. Супервизия в отечественной и зарубежной традиции: правила, принципы и ошибки.
16. Диагностическое интервью в БКТ: структура и техники. Супервизия.
17. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. .КБТ модель панических атак.
2. Диалектическая бихевиоральная психотерапия при пограничном расстройстве личности и суицидальном поведении.
3. КБТ модель личностных расстройств.
4. КБТ модель ОКР.
5. Проблема мотивации и эмоций пациента в БКТ.
6. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе.
7. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия.
8. Супервизия терапевтов: страх перед успехом, проблемы начинающего психотерапевта, планирование психотерапевтической интервенции.
9. Техники прогнозирования состояния пациента, предотвращение срывов и прекращения терапии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.3 Григорьев Н. Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Решетников М.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На зачет выносится список вопросов(два теоретических вопроса и практическое задание), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».