МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 163
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 163 163 163 163
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Петрова Людмила Ивановна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 КУЛЬТУРОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н.,проф. Рудакова Оксана Юрьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н.,проф. Рудакова Оксана Юрьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – изложение системы научных знаний, которая составляет теоретические и практические основы современного менеджмента, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями, а также формирование менеджерских навыков у студентов.
Задачи:
- сформировать понимание основных процессов управления организацией в условиях рынка;
- выявить общие характеристики в деятельности всех организаций, особенности работы менеджеров, функции и методы управления;
- рассмотреть процесс принятия управленческих решений;
- познакомить студентов с различными типами организационных структур и особенностями внутриорганизационных коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-5: способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности
ПК-5: способностью применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.В ходе изучения дисциплины студенты должны знать:
- понятие менеджмента как вид деятельности и систему управления;
- методологические основы менеджмента и его инфраструктуру;
- соцфакторы и этику менеджмента;
- планирование ситуаций и разработку решений;
- функции менеджмента и их взаимосвязь;
- мотивацию деятельности в менеджменте;
- управление индивидом и управление группой;
- руководство, власть и партнерство;
- виды организационных структур;
- стиль менеджмента и имидж менеджера.
3.2.Уметь:
3.2.1.Изучив менеджмент, специалист должен уметь организовать на научной основе свой труд, дол¬жен быть способен - поставить цели и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональ¬ных функций;
- должен быть готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, уметь организовать работу исполнителей;
- находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований;
- анализировать и принимать решения по совершенствованию организационной структуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками оценки деятельности предприятия с позиции внутреннего состояния и внешнего окружения;
- несколькими методами принятия эффективных организационно-управленческих решений, различными способами передачи их исполнителям;
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
- способностью к самоорганизации и самообразованию;
- способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности;
- способностью применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи учебной дисциплины
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 4 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 4 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 4 24 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.4. Процесс и процедура принятия решения Лекции 4 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.5. Процесс и процедура принятия решения Практические 4 4 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.6. Процесс и процедура принятия решения Сам. работа 4 21 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.7. Организационные структуры управления Лекции 4 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.8. Организационные структуры управления Практические 4 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.9. Организационные структуры управления Сам. работа 4 28 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.10. Функции менеджмента и их взаимосвязь Лекции 4 1 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.11. Функции менеджмента и их взаимосвязь Практические 4 4 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.12. Функции менеджмента и их взаимосвязь Сам. работа 4 30 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Управление во внешней и внутренней среде организации
2.13. Управление во внешней и внутренней среде организации Лекции 4 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.14. Управление во внешней и внутренней среде организации Практические 4 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.15. Управление во внешней и внутренней среде организации Сам. работа 4 30 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Групповая динамика и руководство
3.16. Групповая динамика и руководство Лекции 4 1 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.17. Групповая динамика и руководство Практические 4 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.18. Групповая динамика и руководство Сам. работа 4 30 ОК-3, ОК-7, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.2 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452520
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балашов А. П. Теория менеджмента: учебное пособие М. : ИНФРА-М, 2014
Л2.2 Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов Менеджмент: Учебник М. : Академия, 2014
Л2.3 Понуждаев, Э.А. М.Э. Понуждаева. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : Учебное пособие - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015, 11.05.2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271807
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
Э11 Курс в Moodle Менеджмент. Направление "Экономика", профиль "Финансы и кредит" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2734
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.

Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.


Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в курсе Moodle Менеджмент. Направление "Экономика", профиль "Финансы и кредит" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2734