Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.05.01. специальность Экономическая безопасность |
Специализация | Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 10 ЗЕТ |
Учебный план | 38_05_01_ЭБ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | 22,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Лабораторные | 8 | 8 | 18 | 18 | 26 | 26 |
Практические | 46 | 46 | 56 | 56 | 102 | 102 |
Сам. работа | 18 | 18 | 115 | 115 | 133 | 133 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 252 | 252 | 360 | 360 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой доктор социологических наук, профессор А.Я. Троцковский
1.1. | Целью дисциплины «Экономическая теория» является изучение студентами теоретических, методологических и методических основ анализа экономики, ведущих тенденций и закономерностей развития хозяйственных систем различного иерархического уровня. Важнейшие задачи изучаемой дисциплины: •знакомство с отечественным и зарубежным опытом исследования экономических процессов и явлений; •изучение особенностей социально-экономического развития хозяйственных систем; •развитие аналитических способностей студентов; •умение самостоятельно осуществлять анализ основных тенденций развития экономических явлений; •формирование основ для выработки практических навыков решения социально-экономических проблем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | способностью использовать закономерности и методы экономической науки при решении профессиональных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные категории, зако-номерности и принципы развития экономических процессов на макро- и микроэкономическом уровне |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать закономер-ности экономической нау-ки |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | общенаучными и специ-фичными методами эко-номической науки |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Микроэкономика | ||||||
1.1. | Экономика как наука. Основные этапы развития экономической теории. Предмет и методология экономической теории | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Экономика как наука. Основные этапы развития экономической теории. Предмет и методология экономической теории | Практические | 1 | 8 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Экономика как наука. Основные этапы развития экономической теории. Предмет и методология экономической теории | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Базовые экономические понятия. Потребности, ресурсы, выбор. Экономические агенты. Проиизводственные отношения. Отношения собственности. Экономический кругооборот. Кривая производственных возможностей. Проблема выбора в экономике. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Базовые экономические понятия. Потребности, ресурсы, выбор. Экономические агенты. Проиизводственные отношения. Отношения собственности. Экономический кругооборот. Кривая производственных возможностей. Проблема выбора в экономике. | Практические | 1 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Базовые экономические понятия. Потребности, ресурсы, выбор. Экономические агенты. Проиизводственные отношения. Отношения собственности. Экономический кругооборот. Кривая производственных возможностей. Проблема выбора в экономике. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Рынок: сущность, функции, классификация. Спрос. Функция спроса, Кривая спроса.Предложение, Функция предложения. Закон предложения, Эластичность спроса. Рыночное равновесие. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.8. | Рынок: сущность, функции, классификация. Спрос. Функция спроса, Кривая спроса.Предложение, Функция предложения. Закон предложения, Эластичность спроса. Рыночное равновесие. | Лабораторные | 1 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.9. | Рынок: сущность, функции, классификация. Спрос. Функция спроса, Кривая спроса.Предложение, Функция предложения. Закон предложения, Эластичность спроса. Рыночное равновесие. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.10. | Поведение потребителя в рыночной экономике. Кардиналистская теория потребительского выбора. Ординалистская теория потребительского выбора. Полезность. Кривая безразличия, Бюджетное ограничение. | Лекции | 1 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.11. | Поведение потребителя в рыночной экономике. Кардиналистская теория потребительского выбора. Ординалистская теория потребительского выбора. Полезность. Кривая безразличия, Бюджетное ограничение. | Практические | 1 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.12. | Поведение потребителя в рыночной экономике. Кардиналистская теория потребительского выбора. Ординалистская теория потребительского выбора. Полезность. Кривая безразличия, Бюджетное ограничение. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.13. | Фирма в рыночной экономике. Экономическая природа фирмы, организационные формы фирм. Классификация издержек фирмы. Продукт производства и его измерение. Прибыль фирмы. Фирма в долгосрочном и краткосрочном периодах. Производственная функция. Отдача от масштаба производства. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.14. | Фирма в рыночной экономике. Экономическая природа фирмы, организационные формы фирм. Классификация издержек фирмы. Продукт производства и его измерение. Прибыль фирмы. Фирма в долгосрочном и краткосрочном периодах. Производственная функция. Отдача от масштаба производства. | Практические | 1 | 8 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.15. | Фирма в рыночной экономике. Экономическая природа фирмы, организационные формы фирм. Классификация издержек фирмы. Продукт производства и его измерение. Прибыль фирмы. Фирма в долгосрочном и краткосрочном периодах. Производственная функция. Отдача от масштаба производства. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.16. | Конкуренция, ее формы и виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.Антимонопольное регулирование. | Лекции | 1 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.17. | Конкуренция, ее формы и виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. | Практические | 1 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.18. | Антимонопольное регулирование | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.19. | Конкуренция, ее формы и виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.Антимонопольное регулирование. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.20. | Рынки факторов производства. Рынок труда. Заработная плата, формы и системы. Рынок капитала. Ссудный капитал и ссудный процент. Рынок земли. Абсолютная и дифференциальная рента. | Лекции | 1 | 8 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.21. | Рынки факторов производства. Рынок труда. Заработная плата, формы и системы. Рынок капитала. Ссудный капитал и ссудный процент. Рынок земли. Абсолютная и дифференциальная рента. | Практические | 1 | 8 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.22. | Рынки факторов производства. Рынок труда. Заработная плата, формы и системы. Рынок капитала. Ссудный капитал и ссудный процент. Рынок земли. Абсолютная и дифференциальная рента. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.23. | Несовершенства рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.24. | Несовершенства рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. | Практические | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.25. | Несовершенства рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.26. | Зачет | 1 | 0 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Макроэкономика | ||||||
2.1. | Предмет макроэкономики. Проблемы макроэкономического развития. Основные субъекты макроэкономики. Основные макроэкономические показатели. Номинальные и реальные показатели. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Предмет макроэкономики. Проблемы макроэкономического развития. Основные субъекты макроэкономики. Основные макроэкономические показатели. Номинальные и реальные показатели. | Практические | 2 | 10 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Предмет макроэкономики. Проблемы макроэкономического развития. Основные субъекты макроэкономики. Основные макроэкономические показатели. Номинальные и реальные показатели. | Сам. работа | 2 | 15 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Макроэкономическое равновесие: основные модели. Классическая теория равновесия. Кейнсианская теория равновесия. Модель AD - AS. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Макроэкономическое равновесие: основные модели. Классическая теория равновесия. Кейнсианская теория равновесия. Модель AD - AS. | Практические | 2 | 10 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Макроэкономическое равновесие: основные модели. Классическая теория равновесия. Кейнсианская теория равновесия. Модель AD - AS. | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность развития рыночной экономики. Экономические циклы, их виды. Экономические кризисы. Безработица: сущность и виды. Последствия безработицы. Политика полной занятости. Инфляция: сущность и виды. Антиинфляционная политика. | Лекции | 2 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность развития рыночной экономики. Экономические циклы, их виды. Экономические кризисы. Безработица: сущность и виды. Последствия безработицы. Политика полной занятости. Инфляция: сущность и виды. Антиинфляционная политика. | Лабораторные | 2 | 8 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.9. | Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность развития рыночной экономики. Экономические циклы, их виды. Экономические кризисы. Безработица: сущность и виды. Последствия безработицы. Политика полной занятости. Инфляция: сущность и виды. Антиинфляционная политика. | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.10. | Финансовая система. Экономические аспекты налогообложения. Сущность и функции финансов. Государственный бюджет. Сущность и экономические функции налогов. Фискальная политика государства. | Лекции | 2 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.11. | Финансовая система. Экономические аспекты налогообложения. Сущность и функции финансов. Государственный бюджет. Сущность и экономические функции налогов. Фискальная политика государства. | Практические | 2 | 10 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.12. | Финансовая система. Экономические аспекты налогообложения. Сущность и функции финансов. Государственный бюджет. Сущность и экономические функции налогов. Фискальная политика государства. | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.13. | Денежно-кредитная система. Деньги и их функции. Денежная система. Банки, их функции, виды операций. Центральный банк, его функции. Монетарная политика. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.14. | Денежно-кредитная система. Деньги и их функции. Денежная система. Банки, их функции, виды операций. Центральный банк, его функции. Монетарная политика. | Практические | 2 | 8 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.15. | Денежно-кредитная система. Деньги и их функции. Денежная система. Банки, их функции, виды операций. Центральный банк, его функции. Монетарная политика. | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.16. | Денежно-кредитная система. Деньги и их функции. Денежная система. Банки, их функции, виды операций. Центральный банк, его функции. Монетарная политика. | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.17. | Причины и цели государственного регулирования экономики. Методы и модели государственного регулирования. | Лекции | 2 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.18. | Причины и цели государственного регулирования экономики. Методы и модели государственного регулирования. | Практические | 2 | 8 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.19. | Мировое хозяйство. Международные экономические отношения. Международная торговля. Платежный баланс страны. Валютный курс и факторы его изменения. Внешний долг. | Лекции | 2 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.20. | Мировое хозяйство. Международные экономические отношения. Международная торговля. Платежный баланс страны. Валютный курс и факторы его изменения. Внешний долг. | Практические | 2 | 10 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.21. | Мировое хозяйство. Международные экономические отношения. Международная торговля. Платежный баланс страны. Валютный курс и факторы его изменения. Внешний долг. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.22. | Мировое хозяйство. Международные экономические отношения. Международная торговля. Платежный баланс страны. Валютный курс и факторы его изменения. Внешний долг. | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
2.23. | Экзамен | 2 | 27 | ОПК-2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гребенников П. И. | Экономика : учебник | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D55C6954-C1D5-4B31-9C5F-F595181A9B94 |
Л1.2 | В. Я. Иохин | Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/59277FF2-897D-4404-931B-B25A74A6D92F |
Л1.3 | Николаева И.П. | Экономическая теория: учебник для бакалавров | М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рыбина З.В. | Экономика: учебное пособие | М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека | do.gendocs.ru | ||
Э2 | Экономический портал: | institutiones.com | ||
Э3 | Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: | ecsocman.hse.ru | ||
Э4 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э5 | Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова | uwh.lib.msu.su | ||
Э6 | Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета | www.rubricon.ru | ||
Э7 | Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) | www.inion.ru | ||
Э8 | Административно-управленческий портал: | www.aup.ru | ||
Э9 | Образовательные ресурсы интернета – Экономика: | www.alleng.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины. Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы. |