МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель , Пяткова О. Н.

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» утвержденный Министерством образования РФ 11.08.2016 г. №1002

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – приобретение знаний и умений по установлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке стратегий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления эффективной и результативной маркетинговой деятельности.
Исходя из этой цели преподавание дисциплины предполагает решение следующих задач:
 постижение студентами содержания и сущности маркетинговой деятельности на современных предприятиях, ознакомление их с основными рабочими понятиями маркетинга;
 ознакомление студентов с методологией и методами проведения маркетинговых исследований;
 приобретение студентами знаний и навыков в формировании товарной политики фирмы;
 приобретение студентами знаний и навыков в формировании ценовой политики фирмы;
 приобретение студентами знаний и навыков в планировании маркетинга и организации маркетинговой деятельности на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2 проведение исследования и анализа рынка информационных систем и информационно-коммуникативных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.задачи маркетинговой деятельности; информационную и библиографическую культуру; информационно-коммуникационные технологии, применяемые в маркетинговой деятельности;
методы проведения маркетингового исследования и маркетингового анализа рынка ИКТ
3.2.Уметь:
3.2.1.решать стандартные задачи маркетинговой деятельности на
основе информационной и библиографической культуры; с применением
информационно-коммуникационных технологий, применяемых в маркетинге и учетом основных
требований безопасности маркетинговой информации;
использовать в практической маркетинговой деятельности методики сбора, обработки и
представления маркетинговой информации о конкретном сегменте рынка ИКТ в России и за рубежом,
планировать, разрабатывать сценарии и прогнозы развития рынка ИКТ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и приемами решения стандартных задач
маркетинговой деятельности на основе информационной и
библиографической культуры с применением информационн-окоммуникационных
технологий, применяемых в маркетинге и с учетом основных требований к безопасности маркетинговой информации
навыками проведения маркетинговых исследований и проведения анализа рынков ИКТ в России и за рубежом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начала маркетинга
1.1. Содержание и сущность маркетинга. Концепции маркетинга. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Содержание и сущность маркетинга. Концепции маркетинга. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Содержание и сущность маркетинга. Концепции маркетинга. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Основные положения теории и практики маркетинга. Маркетинг как система. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.5. Основные положения теории и практики маркетинга. Маркетинг как система. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.6. Основные положения теории и практики маркетинга. Маркетинг как система. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Маркетинговые исследования
2.1. Маркетинговая среда. Внешняя и внутренняя среда маркетинга: структура и сущность Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Маркетинговая среда. Внешняя и внутренняя среда маркетинга: структура и сущность Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.3. Маркетинговая среда. Внешняя и внутренняя среда маркетинга: структура и сущность Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.4. Маркетинговые исследования. SWOT-анализ, сегментирование рынка и позиционирование товара, как методы исследования глобальных маркетинговых проблем Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.5. Маркетинговые исследования. SWOT-анализ, сегментирование рынка и позиционирование товара, как методы исследования глобальных маркетинговых проблем Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.6. Маркетинговые исследования. SWOT-анализ, сегментирование рынка и позиционирование товара, как методы исследования глобальных маркетинговых проблем Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.7. Система маркетинговой информации Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.8. Система маркетинговой информации Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.9. Система маркетинговой информации Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.10. Методы проведения маркетинговых исследований Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.11. Методы проведения маркетинговых исследований Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.12. Методы проведения маркетинговых исследований Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.13. Маркетинговые информационные системы Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.14. Маркетинговые информационные системы Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.15. Маркетинговые информационные системы Практические 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.16. Инструментарий маркетинга Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.17. Инструментарий маркетинга Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.18. Инструментарий маркетинга Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Производственная функция маркетинга
3.1. Концепция продукта Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.2. Концепция продукта Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.3. Концепция продукта Практические 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.4. Поведение потребителя Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.5. Поведение потребителя Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.6. Поведение потребителя Практические 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Сбытовая функция маркетинга
4.1. Ценообразование Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Ценообразование Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.3. Ценообразование Практические 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.4. Формирование коммуникационной политики фирмы. Реклама и PR Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.5. Формирование коммуникационной политики фирмы. Реклама и PR Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.6. Формирование коммуникационной политики фирмы. Реклама и PR Практические 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.7. Распределение. Каналы распределения товаров Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.8. Распределение. Каналы распределения товаров Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.9. Распределение. Каналы распределения товаров Практические 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Планирование маркетинга
5.1. Порядок разработки плана маркетинга Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
5.2. Порядок разработки плана маркетинга Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
5.3. Порядок разработки плана маркетинга Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 6. Внедрение маркетинга на российских предприятиях. Управление маркетингом
6.1. Управление маркетинговой деятельностью Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
6.2. Управление маркетинговой деятельностью Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
6.3. Управление маркетинговой деятельностью Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 7. Международный маркетинг
7.1. Особенности международного маркетинга Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
7.2. Особенности международного маркетинга Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
7.3. Особенности международного маркетинга Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. А. Данченок Маркетинг: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC
Л1.2 Синяева, И. М. Маркетинг: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/43F94F6D-751E-4C5A-83FB-2DC15CD1AAFE
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Минько Э. В. , Карпова Н. В. Маркетинг: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Синяева, И.М. Практикум по маркетингу: Практикум М. : Дашков и К, 2016, 2016 e.lanbook.com
Л2.3 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Маркетинг» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).