МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Пяткова О.Н.

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» утвержденный Министерством образования РФ 11.08.2016 г. №1002

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 25.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 25.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – приобретение знаний и умений по установлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке стратегий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления эффективной и результативной маркетинговой деятельности.
Исходя из этой цели преподавание дисциплины предполагает решение следующих задач:
 постижение студентами содержания и сущности маркетинговой деятельности на современных предприятиях, ознакомление их с основными рабочими понятиями маркетинга;
 ознакомление студентов с методологией и методами проведения маркетинговых исследований;
 приобретение студентами знаний и навыков в формировании товарной политики фирмы;
 приобретение студентами знаний и навыков в формировании ценовой политики фирмы;
 приобретение студентами знаний и навыков в планировании маркетинга и организации маркетинговой деятельности на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2 проведение исследования и анализа рынка информационных систем и информационно-коммуникативных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.задачи маркетинговой деятельности; информационную и библиографическую культуру; информационно-коммуникационные технологии, применяемые в маркетинговой деятельности;
методы проведения маркетингового исследования и маркетингового анализа рынка ИКТ
3.2.Уметь:
3.2.1.решать стандартные задачи маркетинговой деятельности на
основе информационной и библиографической культуры; с применением
информационно-коммуникационных технологий, применяемых в маркетинге и учетом основных
требований безопасности маркетинговой информации;
использовать в практической маркетинговой деятельности методики сбора, обработки и
представления маркетинговой информации о конкретном сегменте рынка ИКТ в России и за рубежом,
планировать, разрабатывать сценарии и прогнозы развития рынка ИКТ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и приемами решения стандартных задач
маркетинговой деятельности на основе информационной и
библиографической культуры с применением информационн-окоммуникационных
технологий, применяемых в маркетинге и с учетом основных требований к безопасности маркетинговой информации
навыками проведения маркетинговых исследований и проведения анализа рынков ИКТ в России и за рубежом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начала маркетинга
1.1. Содержание и сущность маркетинга. Концепции маркетинга. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Содержание и сущность маркетинга. Концепции маркетинга. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Содержание и сущность маркетинга. Концепции маркетинга. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Основные положения теории и практики маркетинга. Маркетинг как система. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.5. Основные положения теории и практики маркетинга. Маркетинг как система. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.6. Основные положения теории и практики маркетинга. Маркетинг как система. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Маркетинговые исследования
2.1. Маркетинговая среда. Внешняя и внутренняя среда маркетинга: структура и сущность Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Маркетинговая среда. Внешняя и внутренняя среда маркетинга: структура и сущность Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.3. Маркетинговая среда. Внешняя и внутренняя среда маркетинга: структура и сущность Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.4. Маркетинговые исследования. SWOT-анализ, сегментирование рынка и позиционирование товара, как методы исследования глобальных маркетинговых проблем Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.5. Маркетинговые исследования. SWOT-анализ, сегментирование рынка и позиционирование товара, как методы исследования глобальных маркетинговых проблем Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.6. Маркетинговые исследования. SWOT-анализ, сегментирование рынка и позиционирование товара, как методы исследования глобальных маркетинговых проблем Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.7. Система маркетинговой информации Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.8. Система маркетинговой информации Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.9. Система маркетинговой информации Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.10. Методы проведения маркетинговых исследований Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.11. Методы проведения маркетинговых исследований Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.12. Методы проведения маркетинговых исследований Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.13. Маркетинговые информационные системы Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.14. Маркетинговые информационные системы Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.15. Маркетинговые информационные системы Практические 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.16. Инструментарий маркетинга Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.17. Инструментарий маркетинга Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.18. Инструментарий маркетинга Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Производственная функция маркетинга
3.1. Концепция продукта Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.2. Концепция продукта Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.3. Концепция продукта Практические 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.4. Поведение потребителя Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.5. Поведение потребителя Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.6. Поведение потребителя Практические 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Сбытовая функция маркетинга
4.1. Ценообразование Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Ценообразование Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.3. Ценообразование Практические 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.4. Формирование коммуникационной политики фирмы. Реклама и PR Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.5. Формирование коммуникационной политики фирмы. Реклама и PR Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.6. Формирование коммуникационной политики фирмы. Реклама и PR Практические 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.7. Распределение. Каналы распределения товаров Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.8. Распределение. Каналы распределения товаров Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.9. Распределение. Каналы распределения товаров Практические 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Планирование маркетинга
5.1. Порядок разработки плана маркетинга Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
5.2. Порядок разработки плана маркетинга Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
5.3. Порядок разработки плана маркетинга Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 6. Внедрение маркетинга на российских предприятиях. Управление маркетингом
6.1. Управление маркетинговой деятельностью Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
6.2. Управление маркетинговой деятельностью Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
6.3. Управление маркетинговой деятельностью Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 7. Международный маркетинг
7.1. Особенности международного маркетинга Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
7.2. Особенности международного маркетинга Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
7.3. Особенности международного маркетинга Практические 4 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. А. Данченок Маркетинг: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC
Л1.2 Синяева, И. М. Маркетинг: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/43F94F6D-751E-4C5A-83FB-2DC15CD1AAFE
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Минько Э. В. , Карпова Н. В. Маркетинг: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Синяева, И.М. Практикум по маркетингу: Практикум М. : Дашков и К, 2016, 2016 e.lanbook.com
Л2.3 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Маркетинг» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).