МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этикет делового общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преподаватель, К.А. Тишкина

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Этикет делового общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является: формирование и развитие способности осуществлять деловое общение с учетом его региональных особенностей, готовности к активному общению в научной, производственной и социально-общественной деятельности, умения владеть основными навыками межличностного общения и работы в коллективе, публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен формировать дайджесты и аналитические материалы общественно-полтической направленности по профилю деятельности для публикации в научных журналах и средствах массовой информации
ПК-10 Владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.формы участия в научных и общественных мероприятиях
3.2.Уметь:
3.2.1.чётко и ясно выражать свои мысли, грамотно строить устную речь и письменное высказывание с учётом социальной, информационной и эстетической значимости
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска, обработки и анализа информации;
различными вариантами представления научного контекста в актуальных для студента в жанрах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Коммуникативный процесс и его механизмы в этикете делового общения
1.1. Основные понятия учебного курса Лекции 1 2 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные понятия учебного курса Сам. работа 1 9 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Основные понятия учебного курса Практические 1 2 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Этика и этикет в отношениях руководителя и подчиненных Лекции 1 4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Этика и этикет в отношениях руководителя и подчиненных Сам. работа 1 9 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Этика и этикет в отношениях руководителя и подчиненных Практические 1 4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Подготовка и проведение деловых встреч(установление контакта, этапы деловой беседы, невербальная коммуникация, основные правила подготовки и проведения деловой беседы) Лекции 1 4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Подготовка и проведение деловых встреч Сам. работа 1 12 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Подготовка и проведение деловых встреч Практические 1 4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Национальные и региональные особенности делового общения Лекции 1 4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Национальные и региональные особенности делового общения Сам. работа 1 12 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Национальные и региональные особенности делового общения Практические 1 2 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Роль и формы восприятия в процессе общения
2.1. Деловое общение как взаимодействие Сам. работа 1 12 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Деловое общение как взаимодействие Практические 1 6 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Механизмы убеждения и управления вниманием Лекции 1 4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Механизмы убеждения и управления вниманием Сам. работа 1 10 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Механизмы убеждения и управления вниманием Практические 1 4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Общие этические принципы и характер делового общения Сам. работа 1 11 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Общие этические принципы и характер делового общения Практические 1 2 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Деловое общение: Изд-во: Издательство "Дашков и К" , 2017 Электронный ресурс ЭБС Лань https://e.lanbook.com/book/93544#book_name
Л1.2 Чернышова, Л. И. Этика, культура и этикет делового общения : учебное пособие для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под редакцией: Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения : учебник Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Коптюг Н.М. Деловое общение на английском языке для начинающих: телефонные переговоры, деловая переписка, приём посетителей : Учебное пособие Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Караяни А. Г. , Цветков В. Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие Москва: Юнити-Дана, Закон и право, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине «Этикет делового общения» составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. В рамках данного курса они проводятся в виде: вводной лекции (дается целостное представление об учебном предмете) и лекции-информации (ведется изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практические занятия проводятся в форме тематических занятий. Тематическое занятие включает вступительную часть, заслушивание доклада (сообщения) и его обсуждение, обсуждение вопросов семинара, формулирование кратких выводов по вопросам, заключительную часть.
Самые общие, распространенные правила подготовки к занятию требуют от студента: изучить рекомендованные источники; сделать краткие выписки; продумать ответы по вопросам темы данного практического занятия; быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на практическое занятие; при необходимости следует подготовить информационное сообщение. Работа в ходе проведения занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных на занятии вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи. Темы докладов указаны в плане занятия. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии.