МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дискурс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Татьяна Владимировна

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Юлия Витольдовна

Рабочая программа дисциплины
Дискурс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с основными проблемами общей теории дискурса, рассматриваемыми в широком контексте прагматики языкового общения, социолингвистики и теории коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-10 способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения общей теории дискурса, направления дискурс-анализа, принадлежащие разным национальным школам.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в аналитической деятельности в области исследования различных типов дискурса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.овладеть основными методами и методиками дискурс-анализа в рамках различных направлений и школ дискурс-анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Discours, discourse, дискурс: различные толкования понятия
1.1. Истоки и становление дискурс-анализа. Дискурс-анализ как парадигма в изучении языкового общения.Основные направления дискурс-анализа. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.7, Л2.2, Л2.6
1.2. Истоки и становление дискурс-анализа Практические 2 4 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.7, Л2.2, Л2.6
1.3. Discours, discourse, дискурс: различные толкования понятия Сам. работа 2 12 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.7, Л2.2, Л2.6
Раздел 2. Структура и содержание дискурса
2.1. Лингвистические подходы к анализу дискурса Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.7, Л2.8, Л2.2, Л1.3
2.2. Текст vs. дискурс: общее и различное в трактовке понятий Практические 2 2 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.7, Л2.8, Л2.2, Л1.3
2.3. Базовые категории текста / базовые категории дискурса. Сам. работа 2 12 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.7, Л2.8, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Типологии дискурса
3.1. Дискурс как система кодов Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л2.8, Л2.9, Л2.2
3.2. Методика анализа кодов в дискурсе Практические 2 2 ОПК-4 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л2.8, Л2.9, Л2.2
3.3. Методика анализа кодов в дискурсе Сам. работа 2 12 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л2.8, Л2.9, Л2.2
Раздел 4. Методы дискурс-анализа
4.1. Типология дискурса. Методы дискурс-анализа Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.9, Л1.3
4.2. Французская школа анализа дискурса Практические 2 4 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.9, Л1.3
4.3. Методы анализа дискурса (Льежская школа) Практические 2 2 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.4. Методы анализа дискурса (Т.А. ван Дейк) Практические 2 4 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.5. Анализ дискурса в отечественной психолингвистике Практические 2 4 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.9, Л1.3
4.6. Лингвокультурологические исследования дискурса Практические 2 4 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.9, Л1.3
4.7. Дискурс и жанры Практические 2 2 ОПК-4 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.9, Л1.3
4.8. Методы дискурс-анализа Сам. работа 2 36 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.9, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. приложенный файл.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. приложенный файл.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. приложенный файл.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Е. Прохоров Действительность. Текст. Дискурс: учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Земская Ю.Н. и др. Теория текста: учебное пособие М.: Флинта: Наука// ЭБС «ЛАНЬ» // ЭБС "Университетская библиотека online"2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.3 под ред. Солганика Г.Я., Клушиной Н.И., Смирновой Н.В. Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты: монография М.: Флинта , 2014 e.lanbook.com
Л1.4 Плеханова Т.Ф. Дискурс-анализ текста. : пособие Минск // ЭБС Университетская библиотека ONLINE», 2011 biblioclub.ru
Л1.5 Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: лекционный курс М.: «Гнозис», 2002
Л2.2 Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация.: сборник трудов М.: Прогресс, 1989
Л2.4 В. Е. Чернявская Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия: учеб. пособие М.: Флинта, 2006
Л2.5 Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для вузов: учеб. пособие М.: Академия, 2009
Л2.6 Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса: учеб. пособие Тверь, 2000
Л2.7 Кашкин В. Б. Введение в теорию дискурса: уч. пособие М.: Восточная книга // ЭБС "Университетская библиотека online", 2010
Л2.8 Р. Барт Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр: сборник трудов М. : Прогресс, 1994
Л2.9 Силантьев И.В. Газета и роман. Риторика дискурсных смешений: монография М.: Языки славянских культур// ЭБС Университетская библиотека ONLINE»., 2006 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73247
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
Э4 www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э5 www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
Э6 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
Э7 Курс "Дискурс" в системе Moodle АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Дискурс" рассчитан на 108 часов.
Курс представлен на Образовательном портале АлтГУ. В его состав входят лекции, практические и домашние задания, самостоятельные зачетные работы и т.под.
Начать освоение курса целесообразно с освоения лекций (см. Образовательный портал АлтГУ), ответить на тестовые вопросы к ним. К каждой теоретической лекции относится блок практических занятий, также представленных на образовательном портале АлтГУ.
Для закрепления теоретических сведений и выработки практических навыков необходимо выполнить домашние задания;
задания, связанные с реферирование научных источников.
Важной формой проверки является написание эссе по наиболее важным темам курса.
Промежуточный и заключительный этап освоения курса - проврочные тесты, также представленные на образовательном портале АлтГУ.