Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Теория и методика журналистского творчества |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ТиМЖТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 86 | 86 | 86 | 86 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № №11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | Цель дисциплины – дать обучаемым целостное представление о характере конфликтного функционирования языка в сфере массовой коммуникации, сформировать и развить у будущего специалиста комплекс знаний, умений, способностей, инициатив, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач в СМИ. Реализации цели предполагает решение следующих задач: • сформировать у будущего специалиста представление о комплексе знаний, умений, способностей, инициатив, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач в СМИ; • выработать стойкий профессиональный интерес обучаемых к решению проблем, обусловленных конфликтным функционированием современного русского языка в СМИ; . дать обучаемым представление о системе ситуаций риска, обусловленных использованием языка в сфере массово-информационного дискурса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОК-2 | Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОПК-6 | готовность следовать принципам деонтологии в профессиональной практике, эффективно применять этические и правовые нормы |
ПК-1 | готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные виды и формы речевых конфликтов в сфере медиакоммуникации; лингвистические, этические и юридические основания их классификации; способы их преодоления |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать основные способы преодоления речевых конфликтов в профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | комплексом знаний об основных способах и формах речевых конфликтов в сфере медиакоммуникации; лингвистических, этических и юридических оснований их классификации; способами и тактиками их преодоления |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Конфликтология: общие понятия | ||||||
1.1. | Предмет и задачи конфликтологии как области научного знания и практической деятельности. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3 |
1.2. | Лингвоконфликтология как особый раздел лингвистики | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.6, Л1.4 |
1.3. | Предпосылки возникновения и основные этапы развития конфликтологии. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Структурные элементы конфликта | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Конфликтология: общие понятия | Сам. работа | 3 | 30 | ОК-2, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Лингвоконфликтология | ||||||
2.1. | Язык и речь как источник конфликтных ситуаций | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.7, Л2.1, Л2.6 |
2.2. | Речевые конфликты в сфере массовой коммуникации и их разновидности. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.7, Л2.1 |
2.3. | Речевые конфликты в СМИ в связи с уголовными делами по обвинению в экстремистской деятельности, возбуждении расовой, религиозной, национальной и социальной ненависти и вражды | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.7 |
2.4. | Речевой конфликт в рекламной коммуникации.Признаки недостоверной рекламы | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.7 |
2.5. | Реализация речевого конфликта в разных сферах общения (по материалам лингвистических экспертиз) | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.7, Л2.1 |
2.6. | Понятие речевого конфликта в медиакоммуникации | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.7 |
2.7. | Лингвоконфликтология | Сам. работа | 3 | 56 | ОК-2, ОПК-6, ПК-1 | Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л2.7, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
СМ. приложенный файл. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
СМ. приложенный файл. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
СМ. приложенный файл. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бринев К.И. | Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза: монография | Барнаул // ЭБС "Лань" , 2017 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Чернышова Т.В. | Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие | АлтГУ, Барнаул, 2014 | |
Л1.3 | под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина | Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие | Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.4 | под ред. А.А. Чувакина | Филология и коммуникативные науки : | М.: Флинга, 2015 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. Н.Д. Голева | Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии: Межвуз. сб. науч. тр. | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000 | |
Л2.2 | Чернышова Т.В. | Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Под ред. А.С. Кармина | Конфликтология : учеб. пособие | СПб., 1999 | |
Л2.4 | Под ред. В.Н. Кудрявцева | Основы конфликтологии : учеб. пособие | Москва, 1997 | |
Л2.5 | Под редакцией Н.Д. Голева. | Юрислингвистика-9: истина в языке и праве: межвуз. сб. науч. ст. | Барнаул, 2008 | |
Л2.6 | Третьякова В.С. | Речевой конфликт и аспекты его изучения // Юрислингвистика-5: Юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права : статья | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004 | |
Л2.7 | Под ред. Н.Д. Голева | Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка: : Межвуз. сб. науч. тр. | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Национальный корпус русского языка | www.ruscorpora.ru | ||
Э2 | Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | www.gramota.ru | ||
Э3 | Поисковая система google | www.google.ru | ||
Э4 | Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | www.russcomm.ru | ||
Э5 | [Эл. ресурс]: Издательство «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э6 | [Эл. ресурс]: Университетская библиотека | www.biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Цель дисциплины – дать обучаемым целостное представление о характере конфликтного функционирования языка в сфере массовой коммуникации, сформировать и развить у будущего специалиста в области массово-информационного дискурса комплекс знаний, умений, способностей, инициатив, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач в СМИ. Курс сочетает в себе лекционный (теоретический) материал, представленный к каждому занятию в виде презентаций лекционного материала. Перед тем, как приступать к выполнению домашнего задания, необходимо обязательно познакомиться с презентацией теоретического материала. В конце каждой презентации содержится домашнее задание, а также образцы его выполнения. Для выполнения задания использовать список литературы и источников. Практические задания могут выполняться как аудиторно, так и внеаудиторно в системе ЭУМК. Для студентов, по какой-либо причине пропустивших самостоятельную практическое занятие, задания к нему выставляются дополнительно в период, следующий после даты аудиторной работы. Для получения итогового зачета необходимо выполнить следующий минимум: 1) посещение практических занятий и выполнение практических заданий (аудиторно или внеаудиторно; через электронный ресурс либо подаваться в письменном виде); 2) выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию; 3) участие в обсуждениях на Форумах; 4) выполнение тестовых заданий для самопроверки. Зачет ставится по совокупности выполненных видов оценочных средств: практические заданий; решения тестов для самопроверки, аудиторной и внеаудиторной работы, устного зачета. На зачете студенту предлагается ответить на 2 вопроса (теоретический и практический). На ответ отводится 25 минут. По итогам обучения ставится недифференцированная отметка: «Зачтено» или «Не зачтено». |