МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лингвоконфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильПрикладная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ПФ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Доронина Светлана Валерьевна

Рецензент(ы):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Татьяна Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Лингвоконфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов представление о речевом конфликте, его типах, причинах. Дать знания о речевых стратегиях, тактиках и приемах речевого поведения в конфликте, а также о коммуникативных способах его разрешения. Выработать навыки эффективного речевого поведения в конфликте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-12 способность организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, владение навыками работы в профессиональных коллективах, способностью обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет лингвоконфликтологии: базовое содержание основных проблем, связанных с изучением текстов, обладающих признаками речевых конфликтов
3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания в области комментирования, реферирования, информационно-словесного описания конфликтных текстов, базовые методы и приемы самостоятельного проведения научных и экспертных исследований в области речевых конфликтов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками работы в профессиональных лингвоэкспертных коллективах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Конфликтология: общие понятия
1.1. Предмет и задачи конфликтологии как области научного знания и практической деятельности. Практические 6 2 ПК-12 Л1.2, Л3.1
1.2. Предпосылки возникновения и основные этапы развития конфликтологии Практические 6 2 ПК-12 Л1.2, Л3.1, Л2.2
1.3. Структурные элементы конфликта Практические 6 2 ПК-12 Л1.2, Л3.1
1.4. Конфликтность как стабилизирующий и дестабилизирующий фактор Практические 6 4 ПК-12 Л1.2, Л3.1, Л2.2
1.5. Общие понятия конфликтологии Сам. работа 6 40 ПК-12 Л1.2, Л3.1
Раздел 2. Лингвоконфликтология как особый раздел лингвистики
2.1. Линвоконфликтология: содержание понятия Практические 6 2 ПК-12 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.2. Язык и речь как источник конфликтных ситуаций Практические 6 2 ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.3. Речевые конфликты в межличностной коммуникации. Типы речевого поведения конфликтующих Практические 6 4 ПК-12 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Речевые конфликты в сфере массовой коммуникации и их разновидности Практические 6 4 ПК-12 Л1.1, Л1.3
2.5. Речевой конфликт в рекламной коммуникации.Признаки недостоверной рекламы Практические 6 4 ПК-12 Л1.1, Л1.3
2.6. Понятие о речевых конфликтах в сфере политики Практические 6 4 ПК-12 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3
2.7. Речевые конфликты в разных институциональных сферах Сам. работа 6 38 ПК-12 Л1.2, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. приложенный файл.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. приложенный файл.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. приложенный файл.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. В. П. Ратникова Конфликтология: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА] // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009
Л1.3 под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки : М.: Флинга, 2015
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под редакцией Н.Д. Голева. Юрислингвистика-9: истина в языке и праве: межвуз. сб. науч. ст. Барнаул, 2008
Л2.2 Бринев К.И. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза: монография Барнаул // ЭБС "Лань" , 2017 e.lanbook.com
Л2.3 Под ред. Н.Д. Голева Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка: : Межвуз. сб. науч. тр. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э2 www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э3 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
Э4 http://e.lanbook.com/ ЭБС «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ ЭБС «Университетская библиотека online»
Э6 http://elibrary.ru/ ЭБС «Еlibrary.ru»
Э7 www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
Э8 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель дисциплины – дать обучаемым целостное представление о характере конфликтного функционирования языка в сфере массовой коммуникации. Сформировать и развить у будущего специалиста комплекс знаний, умений, способностей, инициатив, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач в СМИ.
Реализации цели предполагает решение следующих задач:
• сформировать у будущего специалиста представление о комплексе знаний, умений, способностей, инициатив, необходимых для успешного выполнения профессио-нальных задач в СМИ;
• выработать стойкий профессиональный интерес обучаемых к решению про-блем, обусловленных конфликтным функционированием современного русского языка в СМИ.
Вопросы к зачету

1. Место конфликтологии в системе наук, ее возникновение и этапы развития.
2. Объект и предмет конфликтологии. Современное понимание задач конфликтологии.
3. Сущность конфликта и его основные структурные характеристики. Классификация конфликтов.
4. Специфика межгрупповых конфликтов и механизмы их возникновения. Конфликты в различных сферах общественной жизни.
5. Факторы, способствующие возникновению и развитию конфликтов.
6. Основные стадии развития конфликта. Стили поведения в конфликтных ситуациях.
7. Меры по предотвращению конфликтов. Методы разрешения конфликтов.
8. Функции конфликта. Роль конфликтов в жизни человека и общества.
9. Понятие речевого конфликта. Виды речевых правонарушений.
8. Понятие оскорбления и его лингвистические и юридические аспекты.
10. Речевое мошенничество и речевое манипулирование.
11. Понятие конфликтного текста. Типология конфликтных текстов в разных сферах че-ловеческой деятельности.
12. . Общая характеристика конфликтов, связанных со СМИ.
13. Понятие «язык вражды». Языковая (речевая) агрессия.
14. Влияние СМИ на уровень конфликтности в обществе.
15. Основные законы, регулирующие языко-речевые конфликты и типология языко-речевых правонарушений.