МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы филологического исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильПрикладная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ПФ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Гребнева М.П.

Рабочая программа дисциплины
Методы филологического исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство студентов с методами филологичекого анализа языка и речи; приобретение самостоятельных навыков использования методов филологического исследования в самосмтоятельной научно-исследовательской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
ПК-5 способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы филологического анализа языковых и литературных фактов

3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться знаниями для обучения филологическим знаниям учащихся средней школы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет: методическим инструментарием для анализа языка и литературы; умело его использует в процессе преподавательской и популяризаторской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология исследования
1.1. Понятия метода в науке Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л1.1
1.2. Понятие метода в лингвистике Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л1.1
1.3. Определение метода, методики и методологии научного исследования. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.2
1.4. Определение метода, методики и методологии лингвистических исследований Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л3.1, Л1.3, Л2.2
1.5. Научные парадигмы лингвистического знания Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л3.2, Л1.2
1.6. Системоцентризм и антропоцентризм: параметры разграничения Практические 8 4 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л3.2, Л1.2
1.7. Текст как объект филологического анализа Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л3.2, Л1.2
1.8. Текст и дискурс Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л3.2, Л1.2
1.9. Формирование дискурсивного подхода в отечественной и зарубежной лингвистике Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л3.2, Л1.2
1.10. Методология исследования Сам. работа 8 22 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л3.2, Л1.2
Раздел 2. Методы, используемые разными направлениями лингвистики
2.1. Методы разных лингвистических направлений Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.2. Методология научного исследования Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.3. Выбор метода исследования в рамках структурного подхода Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.4. Выбор метода исследования в рамках антропоцентрического подхода Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.5. Сам. работа 8 22 ОПК-4, ПК-5 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. прикрепленный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки : М.: Флинга, 2015
Л1.3 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чувакин А.А., Куляпин А.И. Основы филологии: учеб. пособие М.: Флинта, 2011
Л2.2 Т.Н. Сафронова, А.М. Тимофеева Основы научных исследований : учебное пособие: Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. , 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435828
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. Г. Россинский, М. Г. Костерина Основы научных исследований и подготовка дипломного реферата: учеб.-метод. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся поосвоению курса будут представлены на странице курса на Образовательном портале АлтГУ

Зачет по курсу проводится в письменной форме (итоговая самостоятельная работа), включающей теоретический вопрос по курсу и практическое задание (анализ текстов с использованием изученных методов и приемов).
На ответ и представление анализа текста студенту отводится 25 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 15 баллов, за анализ текста 15 баллов.
Остальные 70 баллов набираются в процессе изучения курса и включают оценку тестовых вопросов к лекциям (10 баллов), практических заданий (40 б.), реферирования научной литературы(20б.)