Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Русский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_РЯЛ-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | Формирование у обучаемых целостного представления о совокупности методов и приемов анализа языка и созданных посредством языка текстов, разработанных в отечественной и зарубежной филологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-3 | способностью демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования |
ПК-1 | владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные положения и методы социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности, составляющие основу современной научной парадигмы в области филологии,основные прогностические сценарии и модели научного филологического исследования в зависимости от изучаемых коммуникативных и социокультурных ситуаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности, эффективно применять на практике знания о современной научной парадигме в области филологии и динамике ее развития, применять на практике и в собственной исследовательской деятельности прогнозирование сценариев и моделей научного филологического исследования в зависимости от изучаемых коммуникативных и социокультурных ситуаций, применять на практике и в собственной исследовательской деятельности основные навыки организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными положениями и методами социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности, системой методологических принципов и методических приемов филологического исследования, системой прогнозирования сценариев и моделей научного филологического исследования в зависимости от изучаемых коммуникативных и социокультурных ситуаций,системой основных навыков организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Метод как путь исследования. | ||||||
1.1. | Понятие метода в лингвистике. Метод как путь исследования: общая характеристика | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.3 |
1.2. | Понятие метода в лингвистике. Метод как путь исследования: общая характеристика | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.2, Л3.1, Л1.4 |
1.3. | Метод как путь исследования. | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.4 |
Раздел 2. Текст как объект анализа. | ||||||
2.1. | Подходы к анализу текста: системоцентрический и антропоцентрический. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.4 |
2.2. | Текст как объект анализа | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
Раздел 3. Дискурс как текст в контексте и как событие. | ||||||
3.1. | Основные подходы к тексту в рамках коммуникативно-дискурсивного анализа. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.2, Л3.1, Л1.4 |
3.2. | Исследования дискурса в русистике. | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.4 |
3.3. | Дискурс как текст в контексте и как событие. | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.4 |
3.4. | Текст как объект анализа. | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-3, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.4 |
Раздел 4. Основные направления современной филологии и виды анализа продуктов речевой коммуникации. | ||||||
4.1. | Разнообразие коммуникативных подходов к изучению социокультурного пространства коммуникативных взаимодействий: неориторический, прагматический, когнитивный и личностный. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.4 |
4.2. | Актуальные направления современной лингвистики в аспекте методики исследования. | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.2 |
4.3. | «Теория речевых актов»: общая характеристика. | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.4 |
4.4. | Смысловой анализ продуктов речевой коммуникации. | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.3 |
4.5. | Интерпретационный анализ и его разновидности. | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л1.3 |
4.6. | Экспериментальные методики в изучении речевой коммуникации. | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.4 |
4.7. | Основные направления современной филологии и виды анализа продуктов речевой коммуникации. | Сам. работа | 1 | 21 | ОПК-3, ПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
СМ. приложенный файл. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
СМ. приложенный файл. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
СМ. приложенный файл. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чернышова Т.В. | Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие | АлтГУ, Барнаул, 2014 | |
Л1.2 | Фокина М.А. | Филологический анализ текста : учебное пособие : учебное пособие | Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013 | ЭБС «Университетская библиотека online»: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275635 |
Л1.3 | под ред. А.А. Чувакина | Филология и коммуникативные науки : | М.: Флинга, 2015 | |
Л1.4 | Даниленко В.П. | Методы лингвистического анализа: курс лекций: курс лекций | М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каменская О.Л. | Текст и коммуникация: монография | М.: Высшая школа // ЭБС«Университетская библиотека online», 1990 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. | Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Чувакин А.А. | Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru | |||
Э2 | Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru | |||
Э3 | Поисковая система google - www.google.ru | |||
Э4 | Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru | |||
Э5 | Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/ | |||
Э6 | Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э7 | www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки | |||
Э8 | vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии | |||
Э9 | Курс "Методы исследования коммуникации" в системе Moodle АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Дисциплина «Методы филологического исследования коммуникации» имеет своей целью дать обучаемым целостное представление о совокупности методов и приемов анализа языка и созданных посредством языка текстов, разработанных в отечественной и зарубежной филологии. В задачи дисциплины входит: 1) представить систему методологических принципов и методических приемов филологического исследования; 2) ознакомить студентов с основными методами и приемами анализа продуктов речевой коммуникации; 3) охарактеризовать особенности различных методов и приемов, применяемых в современной отечественной и зарубежной филологической науке. Порядок начисления баллов по дисциплине. (магистратура, 1 к.) Лекции – 8 час.; практические занятия – 28 час.; самостоятельная работа - 36 час. Лекции №1 - 4 Посещение. Каждая лекция – 2 балла, итого 8 баллов. Практические занятия Выполнение письменных заданий (10 заданий – каждое максимум 2 балла – итого 20). Самостоятельная аудиторная работа,3 работы – каждая по 6 баллов - 18 баллов. Реферирование научной литературы по выбору студентов: 24 баллов. Итоговый контроль: Экзамен - 30 баллов. ВСЕГО баллов: 100 |