Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.
1.1. | Цель: Помочь сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности. Задачии: 1. Раскрыть понятия по проблеме нормы и патологии в социальных науках, медицине и психологии. 2. Рассмотреть социальные и психологические причины, виды и формы отклоняющегося поведения. 3. Дать общие знания по оказанию социально-психологической помощи в отношении отдельных видов отклоняющегося поведения. 4. Формировать интерес к практической деятельности психолога. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-11 | способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека |
ПК-12 | способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | социально-психологические проблемы личности с нарушениями в психическом развитии и отклонениями в социальном и личностном статусе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | объяснять причины девиантного поведения, анализировать поведение человека на уровне норм поведения, а также осуществлять диагностику психических состояний, оценивать эффективность психопрофилактических и коррекционных программ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими умениями и навыками в диагностике девиантных форм поведения, анализом полученных данных, навыками в разработке психопрофилактических и коррекционных программ девиантных форм поведения, а также методами психологической поддержки. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика отклоняющегося поведения | ||||||
1.1. | Психологические основы отклоняющегося поведения (понятие; причины, механизмы отклоняющегося поведения; основные теоретические подходы к объяснению причин отклоняющегося поведения: биологический, социальный, психологический) | Лекции | 5 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Проблема нормы и патологии в социальных науках, психологии и медицине | Практические | 5 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Структура, классификация видов отклоняющегося поведения (Г.Беккер, Ю.А. Клейберг, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич), формы отклоняющегося поведения (агрессия; суицидальное поведение; злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности; нарушение пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения; психопатологичечкие влечения; коммуникативные девиации; девиации стиля поведения) | Лекции | 5 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Детерминация отклоняющегося поведения | Практические | 5 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Психология противоправного поведения | Лекции | 5 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Девиантная виктимность | Практические | 5 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.7. | Проанализировать возрастные варианты отклоняющегося поведения(инфантилизм, гиперкинетическое, эгоцентрическое поведение) | Сам. работа | 5 | 30 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Превенция и интервенция отклоняющегося поведения | ||||||
2.1. | Отбор методов и методик по диагностике отклоняющегося поведения | Практические | 5 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Профилактика и коррекция отдельных форм отклоняющегося поведения | Сам. работа | 5 | 30 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Разработать рекомендации по предупреждению семейного неблагополучия, школьной дезадаптации учащихся | Сам. работа | 5 | 30 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Устный опрос | Зачет | 5 | 4 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Охарактеризовать основные теоретические подходы к объяснению причин отклоняющегося поведения. 2. Раскрыть понятия «норма» и «патология» в социальных науках, медицине, психологии. 3. Раскрыть типы отклоняющегося поведения. 4. Дать характеристику форм отклоняющегося поведения. 5. Роль психобиологических предпосылок в формировании асоциального поведения несовершеннолетних. 6. Семейное неблагополучие как фактор отклоняющегося поведения детей. 7. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних. 8. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Отсутствуют |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Прилагаются |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников | Девиантное поведение личности и группы: [учеб. пособие] | СПб.: Питер, 2012 | |
Л1.2 | Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. | Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: | "Владос", 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Атватер И., Даффи К.Г. | Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней. : Учебн. Пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Погодин И.А. | Суицидальное поведение: психологичесеие аспекты: учебное пособие | М:Флинта, 2011 | |
Л2.3 | И.А. Погодин | Суицидальное поведение: психологические аспекты : | М.: Флинта, 2011 | |
Л2.4 | Швандерова А.Р. | Аберрантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодежи в условиях общества риска: автореферат дис. … канд. социол. Наук: 22.00.04 Швандерова А.Р. | Ростов н/Д, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов). В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов. При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. |