МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология отклоняющегося поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология отклоняющегося поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
Помочь сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности.
Задачии:
1. Раскрыть понятия по проблеме нормы и патологии в социальных науках, медицине и психологии.
2. Рассмотреть социальные и психологические причины, виды и формы отклоняющегося поведения.
3. Дать общие знания по оказанию социально-психологической помощи в отношении отдельных видов отклоняющегося поведения.
4. Формировать интерес к практической деятельности психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-психологические проблемы личности с нарушениями в психическом развитии и отклонениями в социальном и личностном статусе.
3.2.Уметь:
3.2.1.объяснять причины девиантного поведения, анализировать поведение человека на уровне норм поведения, а также осуществлять диагностику психических состояний, оценивать эффективность психопрофилактических и коррекционных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками в диагностике девиантных форм поведения, анализом полученных данных, навыками в разработке психопрофилактических и коррекционных программ девиантных форм поведения, а также методами психологической поддержки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика отклоняющегося поведения
1.1. Психологические основы отклоняющегося поведения (понятие; причины, механизмы отклоняющегося поведения; основные теоретические подходы к объяснению причин отклоняющегося поведения: биологический, социальный, психологический) Лекции 5 2 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Проблема нормы и патологии в социальных науках, психологии и медицине Практические 5 2 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Структура, классификация видов отклоняющегося поведения (Г.Беккер, Ю.А. Клейберг, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич), формы отклоняющегося поведения (агрессия; суицидальное поведение; злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности; нарушение пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения; психопатологичечкие влечения; коммуникативные девиации; девиации стиля поведения) Лекции 5 2 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Детерминация отклоняющегося поведения Практические 5 2 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Психология противоправного поведения Лекции 5 2 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Девиантная виктимность Практические 5 2 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Проанализировать возрастные варианты отклоняющегося поведения(инфантилизм, гиперкинетическое, эгоцентрическое поведение) Сам. работа 5 30 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Превенция и интервенция отклоняющегося поведения
2.1. Отбор методов и методик по диагностике отклоняющегося поведения Практические 5 2 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Профилактика и коррекция отдельных форм отклоняющегося поведения Сам. работа 5 30 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Разработать рекомендации по предупреждению семейного неблагополучия, школьной дезадаптации учащихся Сам. работа 5 30 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Устный опрос Зачет 5 4 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Охарактеризовать основные теоретические подходы к объяснению причин отклоняющегося поведения.
2. Раскрыть понятия «норма» и «патология» в социальных науках, медицине, психологии.
3. Раскрыть типы отклоняющегося поведения.
4. Дать характеристику форм отклоняющегося поведения.
5. Роль психобиологических предпосылок в формировании асоциального поведения несовершеннолетних.
6. Семейное неблагополучие как фактор отклоняющегося поведения детей.
7. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних.
8. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прилагаются

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников Девиантное поведение личности и группы: [учеб. пособие] СПб.: Питер, 2012
Л1.2 Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: "Владос", 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней. : Учебн. Пособие М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологичесеие аспекты: учебное пособие М:Флинта, 2011
Л2.3 И.А. Погодин Суицидальное поведение: психологические аспекты : М.: Флинта, 2011
Л2.4 Швандерова А.Р. Аберрантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодежи в условиях общества риска: автореферат дис. … канд. социол. Наук: 22.00.04 Швандерова А.Р. Ростов н/Д, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов).
В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.