МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 100
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 100 100 100 100
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- изучение психологических основ психических процессов, состояний, свойств человека, его моделей общения, межличностного взаимодействия;
- развитие психологической компетенции;
- формирование умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.значение мотивов, воли, эмоций, самосознания в структуре личности и деятельности для самоорганизации, а также закономерности общения с людьми разных социальных групп.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать собственную деятельность с учетом индивидуальных особенностей личности, анализировать нестандартные ситуации и находить способы их решения, устанавливать деловые и межличностные контакты с людьми разных социальных групп.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками в организации собственной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями личности, в принятии управленческих решений в нестандартных ситуациях, в построении оптимальных взаимоотношений с людьми разных социальных групп.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Психология в структуре современных наук Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Отрасли психологии и связь психологии с другими науками Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Психика и сознание
2.1. Мозг и психика Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
2.2. Соотношение сознательного и бессознательного Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Исследование самосознания личности Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Сознание и самосознание личности Лекции 3 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Психологическая теория деятельности Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Психические процессы
3.1. Психология ощущений и восприятия. Память как процесс отражения прошлого опыта Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.3. Мышление и воображение как особый вид психических процессов Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.4. Проблема развития творческого мышления и воображения субъекта Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
3.5. Психология мышления и воображения Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Психические состояния человека
4.1. Общая характеристика психических состояний. Внимание как состояние, эмоциональные состояния и их функции Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
4.2. Психологические особенности измененных состояний сознания человека Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
4.3. Психическая регуляция поведения и деятельности Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
4.4. Приемы тренировки внимания Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
4.5. Психологическое воздействие цвета и формы на эмоциональные и волевые состояния человека Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
4.6. Эмоции и чувства Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Психология личности
5.1. Индивидуально-психологические особенности личности, направленность личности и мотивация деятельности Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
5.2. Темперамент как динамическая характеристика личности. Характер: общее представление. Способности Практические 3 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
5.3. Исследования индивидуально-психологических особенностей личности Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
5.4. Теории темперамента Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
5.5. Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
6.1. Проблема феномена общения в психологической науке. Проблема группы в социальной психологии Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
6.2. Общение и речь Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
6.3. Межличностные отношения и взаимодействия Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
6.4. Психология малых групп Сам. работа 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
6.5. Зачет 3 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные этапы становления психологии.
2. Классификация методов современной психологии.
3. Назовите отрасли психологии и их связь с другими науками.
4. Найти общее и различительное в понятиях «самость», «самооценка», «самоценность».
5. Назовите структуру деятельности, ее внутренние и внешние компоненты.
6. Раскройте потребностно-мотивационную сферу личности.
7. Охарактеризуйте механизмы восприятия человека человеком.
8. Групповая динамика и групповое развитие.
9. Физиологические основы ощущений.
10. Забывание как особый процесс памяти.
11. Воля как сознательный регулятор деятельности.
12. Раскройте соотношение характера и темперамента.
13. Охарактеризуйте понятия «одаренность», «талант», «гениальность».
14. Мнемические приемы тренировки памяти человека.
15. Защитные механизмы личности.
16. Природа индивидуальных различий в творческих способностях.
17. Измененные состояния сознания.
18. Способы тренировки внимания человека.
19. Конституциональные типологии темперамента.
20. Характеристика акцентуаций характера по К.Леонгарду и А.Е.Личко.
21. Методы регуляции и саморегуляции психических состояний.
22. Функциональная ассиметрия головного мозга как основа различий формирования индивидуальных способностей.
23. Развитие навыков позитивного общения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П.С. Гуревич Психология : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130
Л1.2 Т. А. Мардасова Психология : учеб. пособие -Барнаул : АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Д. Демина Общая психология: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/663
Л2.2 отв. ред. А. А. Крылов Психология: учебник М.: Проспект, 2012
Л2.3 Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко Общая психология : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/DD8AF70A-93A8-4BEF-AB94-CD25D5840550
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гуревич, П.С. Психология : учебник / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 319 с elibrary.asu.ru
Э2 Кравченко, А.И. Общая психология : учебное пособие / А.И. Кравченко. - М. : Проспект, 2011. - 430 с elibrary.asu.ru
Э3 Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М. : Флинта, 2012 elibrary.asu.ru
Э4 Курсы в Moodle "Психология / Основы психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов).
В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.