МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы исторических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-1-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 104
самостоятельная работа 67
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 15,5 21,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 16 16 16 16 44 44
Практические 20 20 20 20 20 20 60 60
Сам. работа 49 49 9 9 9 9 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 108 108 72 72 72 72 252 252

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.;д.и.н., проф., Разгон В.Н.;д.и.н., зав.каф., Демчик Е.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы исторических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.04.01 История (квалификация (степень) «магистр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. N 1300.

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины Актуальные проблемы исторических исследований является знакомство магистрантов с современным уровнем развития исторической науки и формирование у них системы теоретических знаний в области проблематики исторических исследований.
Задачи:
– изложить исторический опыт периодизации всемирной истории;
– продемонстрировать использование основных понятий, характеризующих время;
– познакомить с современными разработками и методологическими проблемами;
– подготовить к научно-исследовательской работе;
– сформировать целостное научное представление о теоретических основаниях и практическом назначении периодизации всемирной истории;
– изучить и проанализировать ключевые проблемы в области отечественного истории;
– освоить ключевые этапы, особенности и последствия развития отечественной истории в XX столетии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Формы, способы, методы поиска информации по любой заданной теме; основные исторические понятия и термины; формы, способы, методы подготовки аналитической информации с учетом ее исторического контекста; теоретические концепции и направления современных исторических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осмысливать , сопоставлять информацию , полученную из разных источников; грамотно использовать специальные исторические понятия и термины; использовать аналитическую информацию с учетом ее исторического контекста для принятия конкретных управленческих решений; применять полученные исторические знания в деятельности информационно- аналитических центров, государственных и общественных организаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностями профессионального делового общения; методиками применения конкретных знаний по историческим наукам при осуществлении экспертных и аналитических работ; навыками применения полученной в результате анализа исторического опыта информации для принятия конкретных управленческих решений; современными подходами и методиками исторического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Периодизация как теоретический раздел истории.
1.1. Знакомство с содержанием и объемом учебной дисциплины, с ее целями и задачами. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Определение периодизации. Связь периодизации с хронологией. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Периодизация в исторической науке: европейский опыт и некоторые методологические проблемы.
2.1. Древние попытки построения исторической хронологии (Шумер, Ассирия, Вавилон, Египет, Греция). Библейские концепции периодизации Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.2. Выработка понятия «средней» истории. Новое и новейшее время, процесс установления их хронологических границ. Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.3. Другие подходы к периодизации Всемирной истории. Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Обзор современных подходов к структурированию Всемирной истории.
3.1. Формирование и традиции при структурировании истории в зарубежной науке. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Специфика подходов к структурированию истории в отечественной науке. Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Онтологические и теоретические основания периодизации истории. Периодизация всемирной истории и культурно-хронологическая схема в археологии Евразии: проблемы соотношения и рационального структурирования.
4.1. Философские и научные требования к периодизациям. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.2. Признание базисных положений для создания периодизации. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Накопление сведений по древней и средневековой истории Сибири. Первые попытки обобщения археологических материалов и письменных свидетельств.
5.1. Процесс освоения Сибири. Бугровщичество. Сибирская коллекция Петра I. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
5.2. Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг. Концепция С.А. Теплоухова. Предложения С.В. Киселева. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая.
6.1. Послевоенные раскопки археологических памятников и создание предпосылок для новых концепций. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.2. Роль естественно-научных методов в получении объективной информации и перспективы дальнейших периодизационных разработок. Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Модернизационные процессы и социальное развитие семьи в России периода империи (XVIII – начало XX в.).
7.1. Взаимосвязь развития семьи и общества.). Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.2. Основные тенденции социального развития семьи. Сам. работа 1 7 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.3. Влияние законодательных и культурных преобразований XVIII в. на семью. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.4. Формирование нового типа внутрисемейных отношений. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.5. Семья и государство. Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.6. Развитие образования и изменение отношения к детям. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Формирование территории и национальный состав населения Российской империи в XIX в.
8.1. Терминология. Понятие «колония», «окраина», «диаспоры». Практические 1 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.2. Рост территории России в конце XVIII – XIX вв. Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.3. Терминология. Понятие «колония», «окраина», «диаспоры». Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.4. Национальный состав населения Российской империи. Диаспоры (немецкая, еврейская и др.). Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.5. Экзамен 1 27
Раздел 9. Управление и социально-экономическое развитие национальных окраин. Национально-освободительное движение.
9.1. Региональные особенности управления национальных окраин. Лекции 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
9.2. Неравномерность экономического развития национальных окраин. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
9.3. Теория формирования национальных элит. Национально-освободительное движение. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Историография проблемы «Россия – многонациональная империя».
10.1. Историография проблемы «Россия – многонациональная империя». Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
10.2. Дореволюционная демократическая историография. Практические 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
10.3. Эмигрантская историография. Советская историография. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
10.4. Дореволюционная официальная историография. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
10.5. Современная историография Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России.
11.1. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России. Лекции 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
11.2. Кризис имперской идентичности. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
11.3. Кризис системы управления империей. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
11.4. Революционная смута 1917 г. как следствие кризиса империи. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
11.5. Территориальный распад Российской империи. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 12. Вопросы индустриализации России 2-й пол. XIX – начала XX в. в отечественной историографии.
12.1. Вопросы индустриализации России 2-й пол. XIX – начала XX в. в отечественной историографии. Лекции 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
12.2. Дореволюционная историография. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
12.3. Советская историография. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
12.4. Вопросы индустриализации России 2-й половины XIX – начала XX в. в современной историографии. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 13. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению.
13.1. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению. Лекции 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
13.2. Проблема аграрного кризиса. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
13.3. Основные положения столыпинского аграрного законодательства. Оценка в современной историографии целей, итогов и значения реформы. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 14. Предпосылки революционного кризиса 1917 года: современные трактовки.
14.1. Социально-экономические, политические и ментальные предпосылки революции. Сам. работа 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
14.2. Проблема альтернатив Октябрьской революции 1917 г. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
14.3. Экзамен 2 27
Раздел 15. Теория модернизации и история России ХХ – начала ХХI вв.
15.1. Модернизационная парадигма мировой истории и Россия. Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
15.2. Условия, тип, особенности и этапы российской модернизации: оценки современной историографии. Практические 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 16. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти.
16.1. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти. Практические 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
16.2. От революционной атаки на мировой капитал к политике мирного сосуществования. Практические 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 17. Социалистическая индустриализация: модернизационный прорыв и его особенности.
17.1. Курс на ускоренную индустриализацию и «бешеные» темпы экономического роста. Практические 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
17.2. Курс на ускоренную индустриализацию и «бешеные» темпы экономического роста. Сам. работа 3 5 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
17.3. Сталинский неонэп. Причины, этапы, методы, источники, итоги, «цена» и последствия социалистической индустриализации Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 18. Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны.
18.1. Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны. Практические 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
18.2. Военно-промышленный комплекс как основа советской экономики. Сам. работа 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
18.3. Реформы А.Н. Косыгина. Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 19. Мировой экономический кризис и Россия: исторический шанс модернизационного перехода.
19.1. Причины современного мирового экономического кризиса. Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
19.2. Завершение модернизационного перехода в России как возможность и последствие преодоления кризиса. Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
19.3. Экзамен Экзамен 3 27 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Определение периодизации. Периодизация как процедура структурирования истории и систематизация знаний. Социальная и политическая значимость периодизации.
2. Основные понятия, характеризующие время (эра, эпоха, период, век, время, этап, стадия, фаза, веха, событие, момент), и их соотношение.
3. Критерии и реальные закономерности для периодизационных и культурно-хронологических схем. Периодизация как отражение уровня развития исторической науки. Европоцентризм в истории
4. Древние попытки построения исторической хронологии (Шумер, Ассирия, Вавилон, Египет, Греция). Библейские концепции периодизации (пророк Даниил, Августин Блаженный).
5. Жан Боден и его принцип деления истории на древнюю, среднюю и новую. Формирование исторического сознания в эпоху Возрождения. Деятельность гуманистов в области создания светской истории. Использование понятия «античность».
6. Труды историков-просветителей XVIII в. Упорядочение сведений и создание историй. Роль археологии в познании древней истории.
7. Выработка понятия «средней» истории. Место Средневековья в современной системе исторических знаний. Новое и новейшее время, процесс установления их хронологических границ
8. Разные подходы к периодизации Всемирной истории. Формирование и традиции при структурировании истории в зарубежной науке.
9. Специфика подходов к структурированию истории в отечественной науке.
10. Философские и научные требования к периодизациям. Методология построения обоснованной периодизации. Археологическая периодизация общего плана и дробного членения. Ее роль, возможности и недостатки.
11. Характеристика системы структурирования истории: эпоха–период– время–культура–этап.
12. Археологические данные как основа деления дорусской истории Сибири. Исследования В.В. Радлова, Г.Н. Потанина, Д.А. Клеменца и др. Их взгляды на развитие народов Сибири.
13. Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг.
14. Послевоенные раскопки археологических памятников и создание предпосылок для новых концепций. «Древняя история Южной Сибири» С.В. Киселева и разработка М.П. Грязновым культурно-хронологической схемы для истории племен Верхнего Приобья.
15. Формирование современных представлений на динамику южно-сибирских и западно-сибирских культур раннего железного века и средневековья.
16. Исследования на Укоке и периодизация древних культур этого региона. «История Республики Алтай». Современная культурно-хронологическая схема истории развития древних и средневековых народов Алтая
17. Основные тенденции социального развития семьи в России периода империи.
18. Формирование территории и национальный состав населения Российской империи в XIX в.
19. Управление и социально-экономическое развитие национальных окраин. Национально-освободительное движение.
20. Историография проблемы «Россия – многонациональная империя».
21. Предпосылки революционного кризиса 1917 года: современные трактовки.
22. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению.
23. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России.
24. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти.
25. Социалистическая индустриализация: модернизационный прорыв и его особенности.
26. Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
• Человек на политическом Олимпе. Как, отвечая на вопросы, поставленные исследователями «новой персональной истории», современный читатель может точнее и глубже понять историю правителя и историю государственного управления.
• Человек на службе правителю и отечеству. Как менялось в истории понимание служения и долга.
• Человек, строящий свой дом. История чувств и страстей частного человека, или почему для понимания истории интересен психологический портрет героя и его окружения.
• Человек религиозный. Своеобразие «народной религиозности» и усилия церкви в воспитании благочестивой паствы.
• Человек читающий. Что позволяет понять в истории изучение культуры чтения и частных библиотек.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зиновьева, В.И. Отечественная история : учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705
Л2.2 А.Н. Сахаров История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах: учебник М.: Проспект, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251751
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс на Moodle "Актуальные проблемы исторических исследований" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/
Научная электронная библиотека eLibrary.ru https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.