МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловое общение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 24
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Толкунова Е.Г.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Деловое общение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лобова С.В., д.э.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Лобова С.В., д.э.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение особенностей вербальной и невербальной деловой коммуникации, овладение навыками межличностного и группового делового общения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.приемы, принципы, правила делового общения и публичного выступления
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно осуществлять деловую коммуникацию и публичные выступления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общение, его сущность, структура, виды и функции.
1.1. Понятие общения. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Структурные компоненты, аспекты и уровни общения. Практические 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Этический контекст человеческого общения. Сам. работа 2 10 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Особенности делового общения. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
1.5. Барьеры общения. Общение как вид общественной деятельности людей. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
1.6. Особенности делового общения. Сам. работа 2 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Вербальное общение как универсальная знаковая система коммуникации. Лекции 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Вербальные средства коммуникации Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1
1.9. Особенности делового общения с использованием технических средств Сам. работа 2 10 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Невербальные средства общения и их функции Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Невербальные средства общения и их функции Практические 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.12. Особенности делового общения с использованием технических средств коммуникации. Сам. работа 2 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.13. Особенности официально-деловой речи. Лекции 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Особенности официально-деловой речи. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.15. Особенности официально-деловой речи. Сам. работа 2 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.16. Конфликты в деловых отношениях Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
1.17. Конфликты в деловых отношениях Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.18. Конфликты в деловых отношениях Сам. работа 2 10 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.19. Слушание в деловой коммуникации Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.20. Слушание в деловой коммуникации Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.21. Понятие культуры общения Лекции 2 4 ОПК-4 Л1.2, Л2.2
1.22. Понятие культуры общения Практические 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.23. Понятие культуры общения Сам. работа 2 10 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Спивак В. А. ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Коноваленко, М. Ю.  Теория коммуникации : учебник для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2020 pay.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: для бакалавров и специалистов СПб.: Питер, 2011
Л2.2 Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации: учебник М.: СмартБук, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для усвоения теоретических и практических основ курса необходимо:
• изучить программу курса;
• подобрать литературу по соответствующим темам и изучить её.

Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим об-разом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса своей специальности в АлтГУ.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисцип-лины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, под-робно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, при-чины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематиче-скому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать реко-мендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изу-ченный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при са-мостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные вариан-ты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.