МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы российской истории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_ЦА-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Сковородников А.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы российской истории

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №784)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины Актуальные проблемы российской истории является знакомство студентов с современным уровнем развития отечественной исторической науки и формирование у них системы теоретических знаний в области проблематики исторических исследований.
Задачи:
– продемонстрировать использование основных понятий, характеризующих время;
– познакомить с современными разработками и методологическими проблемами;
– изучить и проанализировать ключевые проблемы в области отечественного истории;
– освоить ключевые этапы, особенности и последствия развития отечественной истории в XX столетии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 владение навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на языке(языках) региона специализации
ПК-9 способность моделировать региональные политические, экономические, демографические и иные социальные процессы, строить научные прогнозы их развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-актуальные проблемы различных периодов российской истории, причинно-следственные связи
-тенденции развития регионов мира, на примере особенностей российской истории
3.2.Уметь:
3.2.1.-осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам
-ориентироваться в современных научных концепциях, историографии исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников
-навыками прогнозирования дальнейших путей развития различных общественных сфер

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Основные этапы развития российской исторической науки в постсоветский период
1.1. Предмет, цели и задачи курса. Основная терминология. Лекции 2 4 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Состояние исторических исследований в СССР к началу 1990-х гг. Методологический кризис. Практические 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Интеграция российских исследователей в мировую историческую науку. История и политика Практические 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Попытки выработки общих базовых взглядов на прошлое России. Новые направления в исторических исследованиях. Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Тема 2. Важнейшие спорные вопросы истории России
2.1. Возобновление исторических дискуссий. История ХХ в. как главный предмет споров. Лекции 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Объективное и субъективное в работе историка. Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Тема 3. Дискуссия о «русском феодализме»
3.1. Истоки споров о «русском феодализме» Лекции 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Взгляды И.А. Фроянова и его оппонентов. Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Общее и особенное в истории средневековой Руси и Европы Практические 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Тема 4. Роль «внешнего фактора» в русской истории
4.1. Современный взгляд на «норманнскую теорию». Лекции 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Различные трактовки взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Практические 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Западничество и традиционализм в русской истории. Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Накопление сведений по древней и средневековой истории Сибири. Первые попытки обобщения археологических материалов и письменных свидетельств.
5.1. Процесс освоения Сибири. Бугровщичество. Сибирская коллекция Петра I. Лекции 2 4 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг. Концепция С.А. Теплоухова. Предложения С.В. Киселева. Практические 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Тема 5. Нация и империя
6.1. Понятие «империя». Практические 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Основные факторы формирования русского государства. Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Тема 6. Реформы и революции в русской истории
7.1. Ленинизм и сталинизм Практические 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Реформы «сверху» и «снизу» Лекции 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Соотношение реформ и революции в русской истории. Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Тема 7. 1917 г. в оценках современных историков
8.1. Февраль и октябрь 1917 г. Практические 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
8.2. Причины гражданской войны. Сам. работа 2 5 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Тема 8. Советская политическая модель в историческом и политическом контекстах
9.1. Главнейшие спорные вопросы изучения советской эпохи. Лекции 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Тема 9.Тенденции и перспективы исторических исследований
10.1. Кризис как перманентное состояние исторической науки. Сам. работа 2 4 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
10.2. Релятивизм и детерминизм Практические 2 2 ПК-4, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
10.3. Экзамен Экзамен 2 27 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Россия и советские центральноазиатские республики во Второй мировой войне
2. Индустриализация в СССР
3. Военное сотрудничество России и Китая
4. Общее и особенное в тоталитарных режимах СССР и Германии.
5. Общее и особенное в экономической политике советского государства в довоенный и послевоенный периоды.
6. Особенности политических репрессий послевоенного периода.
7. Причины противоречивости политики десталинизации во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг.
8. Причины краха экономической реформы 1965 г.
9. Объективные и субъективные факторы распада СССР.
10. Достижения и просчеты внешнеполитического курса М. С. Горбачева.
11. Достижения и недостатки рыночных преобразований в России в 1990-е годы.
12. Принципиальные отличия Конституции РФ 1993 г. от Конституции СССР 1977 г.
13. Особенности внутренней политики В.В. Путина.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Чернобаев Историография истории России : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Наумова Г.Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пурынычева, Г.М. Философия истории: идеи, концепции, имена : Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.