Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_ЦА-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины Актуальные проблемы российской истории является знакомство студентов с современным уровнем развития отечественной исторической науки и формирование у них системы теоретических знаний в области проблематики исторических исследований. Задачи: – продемонстрировать использование основных понятий, характеризующих время; – познакомить с современными разработками и методологическими проблемами; – изучить и проанализировать ключевые проблемы в области отечественного истории; – освоить ключевые этапы, особенности и последствия развития отечественной истории в XX столетии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-4 | владение навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на языке(языках) региона специализации |
ПК-9 | способность моделировать региональные политические, экономические, демографические и иные социальные процессы, строить научные прогнозы их развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -актуальные проблемы различных периодов российской истории, причинно-следственные связи -тенденции развития регионов мира, на примере особенностей российской истории |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины; формулировать собственную обоснованную позицию по важнейшим историческим сюжетам -ориентироваться в современных научных концепциях, историографии исследования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -методами критического анализа исторической информации; навыками извлечения и критики исторических сведений, получаемых из различных исторических и социальных источников -навыками прогнозирования дальнейших путей развития различных общественных сфер |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1. Основные этапы развития российской исторической науки в постсоветский период | ||||||
1.1. | Предмет, цели и задачи курса. Основная терминология. | Лекции | 2 | 4 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Состояние исторических исследований в СССР к началу 1990-х гг. Методологический кризис. | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Интеграция российских исследователей в мировую историческую науку. История и политика | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Попытки выработки общих базовых взглядов на прошлое России. Новые направления в исторических исследованиях. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Тема 2. Важнейшие спорные вопросы истории России | ||||||
2.1. | Возобновление исторических дискуссий. История ХХ в. как главный предмет споров. | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Объективное и субъективное в работе историка. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Тема 3. Дискуссия о «русском феодализме» | ||||||
3.1. | Истоки споров о «русском феодализме» | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Взгляды И.А. Фроянова и его оппонентов. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Общее и особенное в истории средневековой Руси и Европы | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Тема 4. Роль «внешнего фактора» в русской истории | ||||||
4.1. | Современный взгляд на «норманнскую теорию». | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Различные трактовки взаимоотношения Руси и Золотой Орды. | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Западничество и традиционализм в русской истории. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Накопление сведений по древней и средневековой истории Сибири. Первые попытки обобщения археологических материалов и письменных свидетельств. | ||||||
5.1. | Процесс освоения Сибири. Бугровщичество. Сибирская коллекция Петра I. | Лекции | 2 | 4 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг. Концепция С.А. Теплоухова. Предложения С.В. Киселева. | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Тема 5. Нация и империя | ||||||
6.1. | Понятие «империя». | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Основные факторы формирования русского государства. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Тема 6. Реформы и революции в русской истории | ||||||
7.1. | Ленинизм и сталинизм | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Реформы «сверху» и «снизу» | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Соотношение реформ и революции в русской истории. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Тема 7. 1917 г. в оценках современных историков | ||||||
8.1. | Февраль и октябрь 1917 г. | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Причины гражданской войны. | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Тема 8. Советская политическая модель в историческом и политическом контекстах | ||||||
9.1. | Главнейшие спорные вопросы изучения советской эпохи. | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 10. Тема 9.Тенденции и перспективы исторических исследований | ||||||
10.1. | Кризис как перманентное состояние исторической науки. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
10.2. | Релятивизм и детерминизм | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
10.3. | Экзамен | Экзамен | 2 | 27 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Россия и советские центральноазиатские республики во Второй мировой войне 2. Индустриализация в СССР 3. Военное сотрудничество России и Китая 4. Общее и особенное в тоталитарных режимах СССР и Германии. 5. Общее и особенное в экономической политике советского государства в довоенный и послевоенный периоды. 6. Особенности политических репрессий послевоенного периода. 7. Причины противоречивости политики десталинизации во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. 8. Причины краха экономической реформы 1965 г. 9. Объективные и субъективные факторы распада СССР. 10. Достижения и просчеты внешнеполитического курса М. С. Горбачева. 11. Достижения и недостатки рыночных преобразований в России в 1990-е годы. 12. Принципиальные отличия Конституции РФ 1993 г. от Конституции СССР 1977 г. 13. Особенности внутренней политики В.В. Путина. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. А. Чернобаев | Историография истории России : учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Наумова Г.Р. | История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие | М. : Изд-во Юрайт, , 2017 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пурынычева, Г.М. | Философия истории: идеи, концепции, имена : | Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |