Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические исследования в современном научном познании |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИИвСНП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | Способствовать адаптации студентов в новой для них профессиональной среде, ознакомлению их с основами современной исторической науки, ее ведущими тенденциями развития, формированию системного мышления, аналитических способностей и приобщению к элементам профессиональной деятельности будущего историка-исследователя. Ознакомить студентов с основополагающими документами, регламентирующими ход учебного процесса в университете, охарактеризовать основные этапы обучения в рамках направления «История», определить возможные перспективы применения полученных результатов обучения в профессиональной деятельности после окончания вуза. Создать представление об истории как научной сфере деятельности, в рамках которой изучаются различные аспекты исторического развития общества, социальной, культурной и политической практики. Раскрыть социальную роль и значимость познания истории для общества и вклад в этот процесс профессиональных историков. Мотивировать интерес к анализу и обсуждению актуальных проблем исторической науки. Способствовать формированию умений самостоятельно работать с историческими источниками, научной литературой, критически воспринимать различные историографические концепции, участвовать в исследовательских процедурах и грамотно излагать мысли в устном и письменном виде. Акцентировать внимание на методологии исторического познания, показать его нужность и полезность для исторического исследования. Формировать культуру мышления, восприимчивость к теоретической и конкретно-исторической информации, способность к ее анализу, систематизации, обобщению. Создать условия для кооперации с сокурсниками при выработке целевой направленности предстоящей деятельности, выборе путей и средств достижения замысла. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ФТД.В |
ОК-2 | готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | перечень ведущих проблем и вызовов современного общества и исторической науки, основные факторы риска и ответственности профессионала в сфере социально-гуманитарной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | интегрировать содержание и результаты своей социальной и научной деятельности в контекст разновекторных социально и профессионально корпоративных интересов как узкого, так и широкого профиля. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками ведения грамотной социальной и научной дискуссии, оппонирования собеседнику/собеседникам, представления собственной авторской аналитической и научной концепции, осуществления управленческой деятельности в сфере социально-гуманитарного знания. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Характеристика курса «Введение в профессиональную деятельность» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности будущего бакалавра истории | ||||||
1.1. | Характеристика курса «Введение в профессион» и его роль в адаптации студентов к системе вузовского обучения на историческом факультете. | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Характеристика курса «Введение в профессию» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности будущего магистра истории. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Своеобразие прошлого как объекта исследования | ||||||
2.1. | Характеристика истории как объекта исследования | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Характеристика истории как объекта исследования и определение роли историка в обществе | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Характеристика истории как объекта исследования и определение роли историка в обществе | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Роль человека в истории. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Проблема повторяемости и закономерности в истории. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Соотношение насильственных и ненасильственных способов разрешения проблем в истории, причины и следствия их использования. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Своеобразие исторического познания | ||||||
3.1. | Наука как особая форма знания, род человеческой деятельности и социальный институт. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Своеобразие источниковой базы исторической науки | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Источниковая база исторической науки | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Источниковая база исторической науки | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.5. | Историческое исследование: стратегия, логика, этапы | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.6. | Роль методологии и историографии в исторических исследованиях, практическая ценность внеисточникового знания. | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.7. | Этапы и основные элементы исторического исследования | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.8. | Историческое исследование: стратегия, логика, этапы. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.9. | История и искусство | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. История в системе наук | ||||||
4.1. | Взаимоотношения истории с другими науками. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Взаимоотношения истории с естествознанием и другими гуманитарными науками. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. История и общество | ||||||
5.1. | Историческое сознание общества и историческая наука | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Взаимосвязь исторической науки и исторического сознания общества. Причины высоких требований, предъявляемых обществом к исторической науке. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.3. | История и политика. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Характеристика курса «Введение в профессиональную деятельность» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности. 2. Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе. 3. Наука как особая форма знания, род человеческой деятельности и социальный институт. 4. История как наука, общий взгляд на проблему. 5. Основной понятийный аппарат исторической науки. 6. Совершенствование внеисточникового знания – один из путей развития исторической науки. 7. Человек в истории. Проблема соотношения свободы, необходимости и случайности в истории. 8. Главные действующие силы в истории: народ или выдающиеся личности. 9. Идея закономерности как отражение единства и повторяемости в истории, ее различная интерпретация учеными. 10. Соотношение причинно-следственных и закономерных связей в истории. 11. Особенности действия законов в исторической реальности и особенности их познания. 12. Природа насилия и ненасилия в общественных отношениях, связь насилия с исторической необходимостью. 13. Насилие в истории как многоаспектное явление, различающееся по формам, причинам и поводам. 14. Ненасилие в истории. Практиковавшиеся способы сопротивления насилию, их цель и степень эффективности. 15. Своеобразие источниковой базы истории как науки. 16. Видовое разнообразие письменных исторических источников, их характеристика. 17. Организация работы с историческими источниками. 18. Стратегия и логика исторического исследования. 19. Основные этапы и элементы исторического исследования. 20. История и естествознание: возможные пути соприкосновения, своеобразие развития. 21. Взаимоотношение истории с другими гуманитарными науками. 22. История и искусство. 23. История и политика. 24. Сущность исторического сознания, его индивидуально-психологическая характеристика. 25. Массовое историческое сознание и социальная память, их взаимосвязь и отличия друг от друга. 26. Историзм как течение в исторической науке, понимание им исторического сознания и социальной памяти. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прикрепленный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ракитов А.И. | Историческое познание: Системно-гносеологический подход: | М. : Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | М.Ф. Румянцева, Л.Б. Сукина | Основы теории исторического знания : : учебное пособие | УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 | : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454376 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Филюшкин А.И. (ред.) | Теория и методология истории: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Изд-во Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |