МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессиональную деятельность (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические исследования в современном научном познании
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИИвСНП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преп., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессиональную деятельность (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать адаптации студентов в новой для них профессиональной среде, ознакомлению их с основами современной исторической науки, ее ведущими тенденциями развития, формированию системного мышления, аналитических способностей и приобщению к элементам профессиональной деятельности будущего историка-исследователя.
Ознакомить студентов с основополагающими документами, регламентирующими ход учебного процесса в университете, охарактеризовать основные этапы обучения в рамках направления «История», определить возможные перспективы применения полученных результатов обучения в профессиональной деятельности после окончания вуза.
Создать представление об истории как научной сфере деятельности, в рамках которой изучаются различные аспекты исторического развития общества, социальной, культурной и политической практики.
Раскрыть социальную роль и значимость познания истории для общества и вклад в этот процесс профессиональных историков.
Мотивировать интерес к анализу и обсуждению актуальных проблем исторической науки.
Способствовать формированию умений самостоятельно работать с историческими источниками, научной литературой, критически воспринимать различные историографические концепции, участвовать в исследовательских процедурах и грамотно излагать мысли в устном и письменном виде.
Акцентировать внимание на методологии исторического познания, показать его нужность и полезность для исторического исследования.
Формировать культуру мышления, восприимчивость к теоретической и конкретно-исторической информации, способность к ее анализу, систематизации, обобщению.
Создать условия для кооперации с сокурсниками при выработке целевой направленности предстоящей деятельности, выборе путей и средств достижения замысла.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.перечень ведущих проблем и вызовов современного общества и исторической науки, основные факторы риска и ответственности профессионала в сфере социально-гуманитарной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.интегрировать содержание и результаты своей социальной и научной деятельности в контекст разновекторных социально и профессионально корпоративных интересов как узкого, так и широкого профиля.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками ведения грамотной социальной и научной дискуссии, оппонирования собеседнику/собеседникам, представления собственной авторской аналитической и научной концепции, осуществления управленческой деятельности в сфере социально-гуманитарного знания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика курса «Введение в профессиональную деятельность» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности будущего бакалавра истории
1.1. Характеристика курса «Введение в профессион» и его роль в адаптации студентов к системе вузовского обучения на историческом факультете. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Характеристика курса «Введение в профессию» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности будущего магистра истории. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Своеобразие прошлого как объекта исследования
2.1. Характеристика истории как объекта исследования Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Характеристика истории как объекта исследования и определение роли историка в обществе Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Характеристика истории как объекта исследования и определение роли историка в обществе Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Роль человека в истории. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Проблема повторяемости и закономерности в истории. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Соотношение насильственных и ненасильственных способов разрешения проблем в истории, причины и следствия их использования. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Своеобразие исторического познания
3.1. Наука как особая форма знания, род человеческой деятельности и социальный институт. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Своеобразие источниковой базы исторической науки Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Источниковая база исторической науки Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Источниковая база исторической науки Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Историческое исследование: стратегия, логика, этапы Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Роль методологии и историографии в исторических исследованиях, практическая ценность внеисточникового знания. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Этапы и основные элементы исторического исследования Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Историческое исследование: стратегия, логика, этапы. Сам. работа 1 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. История и искусство Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. История в системе наук
4.1. Взаимоотношения истории с другими науками. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Взаимоотношения истории с естествознанием и другими гуманитарными науками. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. История и общество
5.1. Историческое сознание общества и историческая наука Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Взаимосвязь исторической науки и исторического сознания общества. Причины высоких требований, предъявляемых обществом к исторической науке. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. История и политика. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Характеристика курса «Введение в профессиональную деятельность» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности.
2. Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе.
3. Наука как особая форма знания, род человеческой деятельности и социальный институт.
4. История как наука, общий взгляд на проблему.
5. Основной понятийный аппарат исторической науки.
6. Совершенствование внеисточникового знания – один из путей развития исторической науки.
7. Человек в истории. Проблема соотношения свободы, необходимости и случайности в истории.
8. Главные действующие силы в истории: народ или выдающиеся личности.
9. Идея закономерности как отражение единства и повторяемости в истории, ее различная интерпретация учеными.
10. Соотношение причинно-следственных и закономерных связей в истории.
11. Особенности действия законов в исторической реальности и особенности их познания.
12. Природа насилия и ненасилия в общественных отношениях, связь насилия с исторической необходимостью.
13. Насилие в истории как многоаспектное явление, различающееся по формам, причинам и поводам.
14. Ненасилие в истории. Практиковавшиеся способы сопротивления насилию, их цель и степень эффективности.
15. Своеобразие источниковой базы истории как науки.
16. Видовое разнообразие письменных исторических источников, их характеристика.
17. Организация работы с историческими источниками.
18. Стратегия и логика исторического исследования.
19. Основные этапы и элементы исторического исследования.
20. История и естествознание: возможные пути соприкосновения, своеобразие развития.
21. Взаимоотношение истории с другими гуманитарными науками.
22. История и искусство.
23. История и политика.
24. Сущность исторического сознания, его индивидуально-психологическая характеристика.
25. Массовое историческое сознание и социальная память, их взаимосвязь и отличия друг от друга.
26. Историзм как течение в исторической науке, понимание им исторического сознания и социальной памяти.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход: М. : Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 М.Ф. Румянцева, Л.Б. Сукина Основы теории исторического знания : : учебное пособие УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454376
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филюшкин А.И. (ред.) Теория и методология истории: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Изд-во Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.