МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 0
самостоятельная работа 68
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Сам. работа 68 68 68 68
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» августа 2014 г., № 950

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)» нацелен на содействие адаптации студентов первого курса с ограниченными возможностями здоровья в новой для них социальной и профессиональной среде, создание условий для кооперации с сокурсниками при выработке целевой направленности предстоящей деятельности, выборе путей и средств достижения замысла.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.характеристики и механизмы процессов саморазвития и самореализации личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.реализовывать личностные способности, творческий потенциал в различных видах деятельности и социальных общностях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами саморазвития и самореализации в профессиональной сфере деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Высшее образование в современных социокультурных условиях
1.1. Характеристика курса «Введение в профессию» и его роль в адаптации студентов к системе вузовского обучения на историческом факультете. Сам. работа 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе Сам. работа 1 8 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Основные элементы обучения в высшей школе Сам. работа 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Характеристика курса «Введение в профессию» и его ориентация на основные виды социальной и профессиональной деятельности. Сам. работа 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Деятельность человека в современной социальной ситуации
2.5. Деятельность человека: структура, содержание и виды Сам. работа 1 6 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Социальная и профессиональная деятельность Сам. работа 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Социальная дифференциация как важнейший признак современного социума Сам. работа 1 6 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Социальная дифференциация как важнейший признак современного социума Сам. работа 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Понятие, структура, общие принципы самоорганизации и самообразования Сам. работа 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Понятие, структура, общие принципы самоорганизации и самообразования Сам. работа 1 6 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Организация деятельности в коллективе Сам. работа 1 6 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Организация деятельности в коллективе Сам. работа 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Этика ученого и специалиста в современном мире
3.13. Понятие и общие представления об этике Сам. работа 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.14. Профессиональная этика специалиста в современном мире Сам. работа 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.15. История как наука: общий взгляд на проблему Сам. работа 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.16. Сущность насилия и ненасилия, их взаимовлияние в контексте исторического процесса Сам. работа 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.17. Насилие в истории: причины возникновения и влияние на ход исторических событий Сам. работа 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.18. Зачет 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету

1. Место и роль высшего образования в современной системе образования
2. Основные элементы обучения в высшей школе
3. Человек и его место в современной социальной системе
4. Деятельность человека: структура, содержание и виды. Социальная деятельность
5. Этносоциальные, этнокультурные различия между людьми, толерантность
6. Самоорганизация и самообразование.
7. Организация деятельности в коллективе
8. Понятие и общие представления об этике
9. Профессиональная этика специалиста в современном мире
10. История как наука, общий взгляд на проблему
11. Сущность насилия и ненасилия, их взаимовлияние в контексте исторического процесса
12. Насилие в истории: причины и влияние на ход событий
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ

1. Историческая правда состоит из молчания мертвых (Э. Рей).
2. Кто много говорит о неповторимости, тот плохо знает историю (В. Швебель).
3. История пишется для установления строгой истины (Плиний Младший).
4. Превосходные умы – суть истинные герои истории (Н.М. Карамзин).
5. Вся наша история – продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования (П.Я. Чаадаев).
6. Повествовательная история всегда страдает неточностью, но она есть портрет. Статистическая же история всегда будет лишь механическим оттиском (А. Франс).
7. История повторяется. Это один из ее недостатков. (К. Дарроу)
8. История неизбежно вбирает в себя фазы насилия и ненасилия, а вот их последовательность и период протекания устанавливает только человек
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход: М. : Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222494
Л1.2 М.Ф. Румянцева, Л.Б. Сукина Основы теории исторического знания : : учебное пособие УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454376
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филюшкин А.И. (ред.) Теория и методология истории: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Изд-во Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/DB0765F2-A6ED-4B1B-A76A-B9C2645A4BB7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Режим доступа: http://www.elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)» нацелен на содействие адаптации студентов первого курса с ограниченными возможностями здоровья в новой для них социальной и профессиональной среде, создание условий для кооперации с сокурсниками при выработке целевой направленности предстоящей деятельности, выборе путей и средств достижения замысла. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 2 ЗЕТА/ 72 часа. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Каждое практическое занятие состоит из двух последовательно сменяющих друг друга блоков: обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы в группах (или индивидуальной) по выполнению практического задания или письменной работы.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний. Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной проблемы (практического задания/письменной работы), поиск информации в источнике, обработку сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы.
Зачет проводится в устной форме. На зачет выносится один вопрос из общего перечня вопросов к зачету. На подготовку ответа студенту отводится как правило 35 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий социальных или исторических явлений по предложенному вопросу. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа.
Форма итоговой аттестации по курсу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) Студентам с ОВЗ при необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачету, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете. При необходимости допускается помощь ассистентов и прочего персонала. Также, промежуточную аттестацию возможно проводить в несколько этапов.