МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прогнозирование и планирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 158
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 158 158 158 158
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., профессор, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Прогнозирование и планирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление"(утвержден приказом Минобрнауки России от 10.12.2014 №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н, доцент Бутакова Марина Михайловна, зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.э.н, доцент Бутакова Марина Михайловна, зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины заключается в овладении студентами теоретическими основами и практическими навыками в области экономического прогнозирования.
Реализация дисциплины предполагает решение следующих задач:
 Ознакомление студентов с методами экономического прогнозирования.
 Изучение содержания, сущности и принципов прогнозирования как системы предвидения будущего, оценивающей нужды, потребности и ожидания субъектов экономики.
 Приобретение студентами знаний и конкретных навыков в сборе информа-ции и разработке прогнозов.
 Изучение приемов и методов оценки качества экономических прогнозов.
 Приобретение навыков в области предпрогнозных исследований экономики.
 Изучение принципов и методов формирования организационных структур прогнозирования на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-5 умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц на должностях государственной гражданской Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях
ПК-12 способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ
ПК-22 умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов
ПК-23 владением навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о методах прогнозирования
- о технологии прогнозирования
- о способах фомирования экспертной группы и оценке компетентности экспертов
- о трендовых моделях прогнозирования динамики
- о корреляционных моделях прогнозирования взаимосвязей между экономическими объектами
- о способах верификации прогнозов
- о методах предпрогнозных исследований
- о сущности и принципах прогнозирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять формализованные методы для разработки прогнозов
- применять экспертные методы для разработки прогнозов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- разработки задания на прогноз
- разработки прогнозов
- выбора методов прогнозирования, наиболее целесообразных для разработки конкретных прогнозов
- оценки достоверности прогноза
- сбора информации для разработки прогнозов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и организационно-методические основы экономического прогнозирования
1.1. Основы теории и организации экономического прогнозирования Лекции 4 0 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основы теории и организации экономического прогнозирования Сам. работа 4 36 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Основы теории и организации экономического прогнозирования Практические 4 2 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Прогнозная экстраполяция Практические 4 2 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Прогнозирование динамики Лекции 4 4
1.6. Прогнозная экстраполяция с учетом сезонных колебаний Практические 4 2 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Корреляционно-регрессионный анализ в экономическом прогнозировании Лекции 4 0 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Формализованные методы прогнозирования Сам. работа 4 40 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Экспертные методы прогнозирования Лекции 4 2 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Экспертные методы прогнозирования Практические 4 0 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Экспертные методы прогнозирования Сам. работа 4 28 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Коллективные экспертные оценки Практические 4 2 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Коллективные экспертные оценки Сам. работа 4 24 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Методы предпрогнозных исследований Лекции 4 0 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Методы предпрогнозных исследований Практические 4 0 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Методы предпрогнозных исследований Сам. работа 4 30 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Теоретические и организационно-методические основы экономического прогнозирования
2.1. Основы теории и организации экономического прогнозирования Лекции 4 0 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Формализованные методы прогнозирования Лекции 4 2 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. МЕтоды прогнозирования динамики Лекции 4 2 ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. М. Бутакова Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2008 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054
Л1.2 Степочкина Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: основная литература Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларькина, Е.В. , Рябченко Н.В. Анализ временных рядов и прогнозирование по данным таможенной статистики: дополнительная литература СПб. : Троицкий мост, 2016 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447258
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э2 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э3 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э4 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э5 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э6 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э7 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э8 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э9 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э10 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э11 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э12 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э13 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э14 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э15 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э16 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э17 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э18 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э19 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э20 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э21 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э22 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э23 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э24 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э25 Курс в Moodle «Основы экономического прогнозирования» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайты научно-исследовательских институтов в области экономики:
• www.iet.ru (ИЭПП - Институт экономических проблем переходного периода)
• www.cemi.rssi.ru (ЦЭМИ - Центральный экономико-математический институт)
• www.hse.ru (Институт макроэкономических исследований и прогнозирования ГУ ВШЭ)
Сайты, содержащие информацию о деятельности какого-либо исследовательского центра
• www.beafnd.org (Бюро экономического анализа)
• www.exin.ru (Экспертный институт)
• www.eeg.ru (Экономическая Экспертная Группа)
Сайты, содержащие каталогизированную базу по определенным темам, являющиеся электронными библиотеками:
• Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
• Научная электронная библиотека elibrari http://www.elibrari.ru
• Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://www.elibrari.asu.ru
Сайты официальных правительственных структур
• www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
• www.economy.gov.ru (официальный сайт Министерства экономического развития РФ)
• www.gks.ru( официальный сайт Госкомстата)
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендуется использовать ЭУМК, размещенный на образовательном портале АлтГУ
Текущим контролем знаний студентов в течение и обучения являются контрольные работы по ключевым темам дисциплины. Особенное место при чтении курса занимают практические занятия и лабораторные работы. На практических занятиях при освоении новой темы студентам выдаются задания, направленные на закрепление практических навыков в данной предметной области. Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций лидеров ценообразования России и ведущих российских и зарубежных компаний. Самостоятельная работа студента в процессе освоения дисциплины включает в себя:
- изучение основной и дополнительной литературы по курсу;
- работу с электронными учебными ресурсами;
- изучение Интернет-ресурсов;
- выполнение самостоятельной работы;
- индивидуальные и групповые консультации по наиболее сложным вопросам.