Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.
1.1. | Данный спецкурс посвящен изучению гендерных отношений, а именно месту женщины в социальной истории России. Особое внимание уделено вопросу о влиянии взаимодействия традиционности и современности на изменение гендерных ролей и гендерных стереотипов мышления. Так как спецкурс читается учащимся исторического факультета, значительное внимание отводится также историческим аспектам изучаемой проблемы. В значительной степени материал является новым для студентов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.01 |
ПК-1 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание дисциплины во всем разнообразии методологических подходов к ее применению в историческом познании; особенности социального познания гендерных отношений; получить развернутые представления о роли гендера и места женщины в эволюции общества. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать гендерные отношения в различные исторические эпохи; самостоятельно проводить и исторические исследования с использованием гендерного анализа. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | самостоятельного исследования гендерных отношений в различных обществах, а также вопросы связаннные с местом женщины в истории |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. | ||||||
1.1. | Женские и гендерные исследования. Цели и задачи курса | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 2. Женщины Допетровской Руси | ||||||
2.1. | Правовое положение женщины в Древней Руси | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
2.2. | Правовое положение женщины в Древней Руси | Практические | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
2.3. | Женщина в древнерусской и средневековой семье (IX – XVI вв.). | Практические | 7 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
2.4. | Женщина в древнерусской и средневековой семье (IX – XVI вв.). | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
2.5. | Повседневный быт женщины: работа и досуг. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
2.6. | Повседневный быт женщины: работа и досуг. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
2.7. | Одежда и украшения древнерусских женщин. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 3. Женщины конца XVII – первой половины XIX в. | ||||||
3.1. | Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.2. | Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.3. | Женщины и власть в России: опыт XVIII в. | Практические | 7 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.4. | Женщины и власть в России: опыт XVIII в. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.5. | Женский вопрос в России в первой половине XIX в. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.6. | Повседневный быт женщин разных социальных слоев в XVIII -начале XIX в. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.7. | Женский вопрос в России в первой половине XIX в. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 4. Женщины во второй половине XIX – начале XX в. | ||||||
4.1. | Женщина в семье | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.2. | Женщина в семье | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.3. | Женское образование в России во второй половине XIX – начале XX вв. | Практические | 7 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.4. | Женское образование в России во второй половине XIX – начале XX вв. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.5. | Женское движение | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.6. | Женское движение | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.7. | Одежда русских женщин XIX — начала XX века | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.8. | Женщины фронтира: сибирячки в региональном социуме XIX – начала XX в. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.9. | Женщины фронтира: сибирячки в региональном социуме XIX – начала XX в. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 5. Женщины в период социальных потрясений начала XX в. | ||||||
5.1. | Женщина в революции и советском обществе (1917–1930-е гг.) | Лекции | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
5.2. | Женщина в революции и советском обществе (1917–1930-е гг.) | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
5.3. | Женщина в советской семье в 1920–1930-х гг. | Практические | 7 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
5.4. | Женщина в советской семье в 1920–1930-х гг. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представления о «поле» и «гендере». Гендерные роли и социализация. Особенности гендерных исследований Феминизм как направление теоретической мысли Либеральный феминизм Марксистский феминизм и социал-феминизм Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм Гендерные исследования в исторической науке Изучение пола и гендерных отношений в России Конструирование маскулинности и феминности в традиционном обществе Гендерная асимметрия культуры Сексуальность и гендерное неравенство Модели патриархатной семьи и статус женщины Гендерные стереотипы в политике. Правовые проблемы гендерных отношений Архаическая модель гендерных отношений Формирование гендерных стереотипов в российском обществе в IX – XIX вв. Вопрос о природе женщины в философии VIII – XIX вв. Советский этап развития гендерных отношений Основные этапы феминистского движения Гендерный анализ форм женской занятости Женщина в домашнем хозяйстве |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Гендерные отношения – теория и практика Феминизм как направление теоретической мысли Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества. Влияние религиозной доктрины на гендерные отношения в исламских странах Женщины в русской истории IX – XIX вв. Вопрос о природе женщины в русской философии VIII – XX вв. Гендерные отношения в современном российском обществе |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Большакова О.В. | История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. : Аналитический обзор. | М. : РАН ИНИОН, 2010 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Гончаров Ю.М. | Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие | Барнаул : АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Кислицина И.Г. | Гендерология : учебное пособие | Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. | Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография | ИП Колмогоров И.А., , 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Женщина в социальной истории России" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Дополнительные источники информации: EastView – полнотекстовая база данных журнальных публикаций на языке оригинала. Содержит отечественные журналы по общественным и гуманитарным наукам в полном тек-сте без ограничений. В подписке НТБ АлтГТУ около 90 источников. Интегрум – крупнейшая отечественная база данных газетной и журнальной периодики. Со-держит российские центральные и региональные газеты, а также отечественные журналы. Все-го в ресурсе около 500 российских журналов, более 250 центральных и более 1000 региональ-ных газет. Глубина архива колеблется от двух до девяти лет, все издания представлены полны-ми текстами в неограниченном доступе. Университетская библиотека — полнотекстовые книги отечественных издательств, в том числе по политическим и правовым наукам. Рубрикон – популярный российский энциклопедический ресурс, основу которого составля-ют «Большая советская энциклопедия», «Российский энциклопедический словарь», «Энцикло-педический словарь Брокгауза и Эфрона», «Толковый словарь Даля», «Философский энцикло-педический словарь», толковые словари «Экономика предприятия», «Финансы и долги» и др. Всего в подписке НТБ АлтГТУ имеется более 50 различных энциклопедий и справочников. Ряд полезных источников содержит УИС «РОССИЯ» - многопрофильная университетская исследовательская база данных МГУ, в которую по заявке исследователя можно получить бес-платный доступ. При использовании электронных ресурсов необходимо соблюдать определенные правила. Как правило, запрещено копирование баз данных целиком или их существенной части. Пользо-ватель не вправе использовать программные средства скачивания («качалки»), пытаться повре-дить или изменить содержание базы данных. Не допускается использование баз данных в ком-мерческих целях (перепродажа, переиздание и т.п.). Пароли для удаленного доступа носят стро-го персональный характер и не могут быть переданы иному лицу. Использование в реферате, курсовой или дипломной работе электронных источников пред-полагает соблюдение определенных правил цитирования. Ссылка на материалы, полученные из базы данных, оформляется с соблюдением общепринятых реквизитов, однако при этом допол-нительно указывается электронный источник, из которого получена информация и дата обра-щения к источнику. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения дисциплины студент обязан регулярно посещать и активно работать на каждом занятии. Важно также тщательно готовиться к каждому семинару, используя для этого записи в рабочей тетради, источники, литературу и ресурсы Интернета. После каждой лекции важно проработать материал по конспекту, а перед каждым новым занятием - освежить в памяти материал предыдущего. Приступая к изучению дисциплины "Политология" необходимо ознакомиться с программой учебной дисциплины, кратким содержанием лекционного курса, темами семинаров, терминологическими диктантами, перечнем книг и статей, которые необходимо прочесть само-стоятельно. В процессе изучения дисциплины следует активно использовать информационно-образовательные ресурсы Интернета и средства массовой информации (телевидение и радио, газеты, журналы), внимательно следить за динамикой политических процессов в стране, собы-тий и явлений в международной жизни, в регионах России (западная, центральная и южная час-ти, Урал, Сибирь и Дальний Восток). Очень важно внимательно работать с рекомендуемой литературой. По мере освоения теоретических основ политологии, освоения важнейших категорий и понятий этой науки будет формироваться необходимая база знаний для самостоятельного анализа политических событий и явлений в мире, стране, что позволит увидеть политическую реальность системно, с позиций национальных интересов России, с учетом ее целей и перспектив устойчивого развития. Свободное (внеаудиторное) время рекомендуется использовать для самостоятельной ра-боты по чтению учебной литературы при подготовке к семинарам, поиску актуальной инфор-мации в справочно-информационных Интернет-ресурсах при работе над терминами, а также при написании реферата Для СРС студентам в АлтГУ созданы следующие условия: - имеется научная библиотека с абонементом научно-учебной литературы, читальный зал перио-дики, электронный каталог, научно-методический отдел, зал словарно-энциклопедических изданий; - электронная библиотека, личный кабинет студента, где выложены электронные версии учебни-ков и монографий; - аудитории для самотестирования; - вузовский сегмент сети Интернет со свободным выходом в информационную сеть; - на сайте кафедры регулярно выставляются новостные материалы по политологии; - студентам предоставлена возможность индивидуального консультирования посредством элек-тронной почты преподавателя. Доступ – по согласованию с преподавателем. |