МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии прогнозирования и оценки рисков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., проф. Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
к.т.н., доц. Рязанов М.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии прогнозирования и оценки рисков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебного курса является обучение студентов навыкам практического использования современных программных продуктов для построения прогнозов, оценки рисков и принятия на этой основе управленческих решений в различных областях экономики и бизнеса.
Задачи курса:
• дать представление об основных понятиях и принципах социально-экономического прогнозирования, а также о возможностях и ограничениях построения прогнозов для анализа социально-экономических процессов;
• познакомить с методами построения прогнозов;
• познакомить с методами оценки рисков и критериями принятия оптимальных решений в условиях риска и неопределенности;
• обучить применять программные продукты для построения прогнозов, оценки рисков и принятия решений в условиях риска и неопределенности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 проведение исследования и анализа рынка информационных систем и информационно-коммуникативных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о возможностях и функциях статистических пакетов R, PSPP и др. для социально-экономического прогнозирования и анализа социально-экономических процессов, исследования и анализа рынка информационных систем и информационно-коммуникационных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.корректно применять математико-статистические методы обработки и анализа эмпирических данных, построения прогнозов, оценки рисков, выработки практических рекомендаций в предметной области, в т.ч. рынка информационных систем и информационно-коммуникационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками построения и интерпретации прогнозов, оценки рисков, качества результатов статистических бизнес-исследований, в том числе для анализа рынка информационных систем и информационно-коммуникационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии прогнозирования. Основные понятия и принципы. Регрессионный анализ и статистическое прогнозирование. Прогнозирование на основе временных рядов.
1.1. Основные понятия и принципы прогнозирования Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.2. Классификация методов прогнозирования. Общий обзор. Программные продукты для построения прогнозов. Лекции 5 1
1.3. Регрессионный анализ и статистическое прогнозирование 5.1. Модели парной и множественной регрессии. Реализация в статистических пакетах 5.2. Проверка адекватности регрессионной модели. Реализация в статистических пакетах 5.3. Фиктивные и стохастические объясняющие переменные в регрессионных моделях. Реализация в статистических пакетах 5.4. Пошаговая регрессия. Реализация в статистических пакетах Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.4. Выявление связей и их проверка на значимость. Построение регрессионных моделей. Работа в статистических пакетах Лабораторные 5 6 ПК-2 Л1.2
1.5. Построение параметрических моделей стационарных временных рядов. Работа в статистических пакетах Лабораторные 5 8 ПК-2
1.6. Прогнозирование на основе временных рядов Лекции 5 2
1.7. Практикум по прогнозированию. Работа в статистических пакетах Лабораторные 5 10 ПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Оценка рисков и принятие оптимальных решений в условиях риска и неопределенности
2.1. Риски. Принципы принятия решений в условиях риска и неопределенности Лекции 5 2 ПК-2
2.2. Оценка рисков и построение дерева решений. Реализация в Lumenaut Decision Tree и Palisade Decision Tools Лекции 5 2 ПК-2
2.3. Оценка рисков и принятие оптимальных решений на основе имитационного моделирования. Реализация в Lumenaut Monte-Carlo и Palisade Monte-Carlo. Экспертные оценки рисков. Реализация в программе Expert Choice Лекции 5 6 ПК-2 Л1.2
2.4. Подготовка к зачету (экзамену) Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.2
2.5. Работа над индивидуально-групповым проектом Сам. работа 5 12 ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.6. Внеаудиторное чтение Сам. работа 5 44 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в электронном учебно-методическом комплексе (ЭУМК)по курсу, который размещен на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубина И.Н. Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях: «Финансы и статистика», 2010
Л1.2 Дубина И.Н. Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный портал «Экономика, Социология, Менеджмент: Методы сбора и анализа социологических данных». http://ecsocman.edu.ru/db/sect/124/36.html
Э2 2. Сайт В.С. Аванесова. http://testolog.narod.ru
Э3 3. Социологические исследования. http://ecsocman.edu.ru/socis/
Э4 4. Социология и маркетинг в сети. http://socionet.narod.ru/stat.html
Э5 5. Социология: методология, методы, математические модели. http://www.nir.ru/socio/scipubl/4M.htm
Э6 6. Статистика и обработка данных в психологии. http://psyfactor.org/lib/
Э7 7. Статистические методы. Сайт А.И. Орлова. http://orlovs.pp.ru/stat.php
Э8 8. Центр маркетинга и информационного менеджмента РГГУ. Словарь терминов. http://marketing.rsuh.ru
Э9 9. Экономика и математические методы. http://www.cemi.rssi.ru/emm/
Э10 10. Cumulative Item Response Theory Models.
Э11 http://www.education.umd.edu/Depts/EDMS/tutorials/CIRT.html
Э12 11. Expert Choice. www.expertchoice.com
Э13 12. Exponenta.ru. Образовательный математический сайт. http://www.exponenta.ru/SOFT/STATIST/STATIST.asp
Э14 13. Institute for Objective Measurement. http://www.rasch.org
Э15 14. Palisade Decision Tools. www.palisade.com
Э16 15. StatSoft Russia. www.statsoft.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
R
PSPP

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Представлены в электронном учебно-методическом комплексе (ЭУМК)по курсу, который размещен на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru).
ЭУМК содержит элементы, необходимые для успешного освоения курса, в т.ч. в формате дистанционного обучения:
презентации лекций и учебные материалы по всем темам курса,
интерактивные лекции и видеолекции по отдельным темам,
задачи и тестовые задания по курсу,
компьютерные программы, используемые в рамках курса,
глоссарий (словарь базовых терминов),
ссылки на полезные ресурсы,
а также дополнительные материалы, изучение которых поможет вам лучше понять методологию и инструментарий статистического прогнозирования.
Изучение данного курса предполагает последовательное освоение всех тем по порядку. Темы 6 и 7 являются факультативными. Рабочий язык занятий - русский, лекции по темам 3-5 по желанию студентов могут быть проведены на английском языке.
В Новостном форуме регулярно представляются задания, выполняемые группой на лабораторных занятиях в компьютерном классе, а также рекомендации и инструкции по их выполнению. Если по уважительной причине пропущены лабораторные занятия, соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.