Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | Курс «Историческая география» нацелен на формирование у студентов системы целостных и устойчивых представлений относительно связи пространственной и временной парадигмы исторической науки, географической составляющей и обусловленности многих исторических событий, явлений и процессов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-3 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | предмет, основные методы исторической географии как научной дисциплины, ее место среди исторических дисциплин; сформулированные отечественными и зарубежными историками основные концепции города и роли физико-географических условий, гидрографических узлов в истории России и мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать с исторической картой различных периодов и различной сложности, обозначать и характеризовать социально-географические, основные транспортные и торговые артерии в истории России и Европы на широком хронологическом интервале VI – начала XXI в., динамику географических и административно-политических границ; выявлять, пояснять и исправлять ошибки в заполнении контурных и исторических карт России по различным периодам. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком составления исторических карт различных периодов любой сложности, извлечения исторической информации из исторических документов, карт и планов с последующей ее верификацией путем применения исторической, источниковедческой и историографической критики; способностью доступно и грамотно излагать результаты проведенного историко-географического анализа (исследования) перед аудиторией различного профиля. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие представления об исторической географии как научной и исторической дисциплине. | ||||||
1.1. | Общие представления об исторической географии как научной дисциплине. Предмет, задачи и методы исторической географии. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Общие представления об исторической географии как научной дисциплине. Предмет, задачи и методы исторической географии. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Место исторической географии среди других исторических и гуманитарных дисциплин. Проблема методологии исторической географииМесто исторической географии среди других исторических и гуманитарных дисциплин. Проблема методологии исторической географии | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. История становления исторической географии как науки | ||||||
2.1. | История становления исторической географии как науки в России | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | История становления исторической географии как науки за рубежом | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Физическая география Евразии как основа изучения исторической географии | ||||||
3.1. | Характеристика физико-географических условий Восточной Европы в историческом контексте | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Характеристика физико-географических условий Восточной Европы в историческом контексте | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Характеристика физико-географических условий Западной Европы в историческом контексте | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Характеристика физико-географических условий Азии в историческом контексте | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Историческая география восточных славян и их соседей, география Древнерусского государства | ||||||
4.1. | Историческая география восточных славян и их соседей | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Историческая география восточных славян и их соседей | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Историческая география Древнерусского государства | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.4. | Историческая география Древнерусского государства | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Историческая география Руси периода политической раздробленности | ||||||
5.1. | Социально-экономическая и политическая география Руси периода феодальной раздробленности | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Русь и Орда: география завоеваний и социально-экономических отношений | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. География объединительного процесса на Руси | ||||||
6.1. | Историческая география Великого княжества Литовского в XIII-XV вв. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Историческая география Великого княжества Литовского в XIII-XV вв. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.3. | Территориальные аспекты объединительных процессов в русских княжествах XIV- начала XVI в. | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.4. | Территориальные аспекты объединительных процессов в русских княжествах XIV- начала XVI в. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 7. Историческая география Русского государства в ХV1-ХV11 вв. | ||||||
7.1. | Административное устройство и территориальная динамика Русского государства в ХV1- ХV11 вв. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Административное устройство и территориальная динамика Русского государства в ХV1- ХV11 вв. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
7.3. | Российская колонизация Сибири в XVII – начале XVIII в. | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
7.4. | Российская колонизация Сибири в XVII – начале XVIII в. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
7.5. | География транспорта и торговли России XVII в. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
7.6. | География транспорта и торговли России XVII в. | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 8. Историческая география России в ХV111-первой половине ХIХ в. | ||||||
8.1. | Территориальная динамика Российского государства в XVIII – первой половине XIX в. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
8.2. | Территориальная динамика Российского государства в XVIII – первой половине XIX в. | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
8.3. | Социально-экономическая география России в ХУ111-первой половине Х1Х в. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
8.4. | Социально-экономическая география России в ХУ111-первой половине Х1Х в. | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
8.5. | Историческая география Сибири и Алтая в XVIII – первой половине XIX в. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
8.6. | Историческая география Сибири и Алтая в XVIII – первой половине XIX в. | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 9. Историческая география России второй половины XIX – начала XX в. | ||||||
9.1. | Социально-политическая география России второй половины XIX – начала XX в. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
9.2. | География промышленности, транспорта и торговли России второй половины XIX – начала XX в. | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 10. Историческая география Советского Союза | ||||||
10.1. | Историческая география СССР 20-40-х гг. XX в. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
10.2. | Социально-экономическая и политическая география СССР в 50-80-х гг. XX в. | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 11. Историческая география современной России | ||||||
11.1. | Политическая география современной России | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
11.2. | Социально-экономическая география современной России | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету. 1. Понятие «географическая среда». Проблемы взаимодействия природных компонентов и человеческого общества. 2. Географический фактор в истории России в трудах С.М. Соловьева. 3. Географический фактор в истории России в трудах В.О. Ключевского. 4. Понятие «экономико-географического положения» и методика его оценка 5. Основные черты физической географии Восточной Европы. 6. Расселение славянских племен и складывание западной, южной и восточной славянских групп. 7. Основные особенности географии хозяйства Древней Руси. География торговых путей и связей. 8. Размещение племенных союзов восточных славян накануне образования древнерусского государства. Соседи восточных славян, области их расселения. 9. Географические особенности взаимодействия, размещения и развития древнерусских городов. 10. Политическая география Руси периода федеральной раздробленности. Земли и княжества, их экономический и социальный строй. 11. Монголо-татарское нашествие и его влияние на политическую географию русских земель, их экономическое положение. 12. Этапы территориального расширения московского княжества в XIV – XVI вв. 13. Особенности влияния природно-климатического фактора на развитие русских земель XVI – XVII в. 14. Административно-территориальное деление русского государства в XVI – XVII вв., особенности местного деления. 15. Хозяйственное освоение окраин в XVI – XVII вв. 16. Хозяйственная специализация отдельных районов и начало формирования российского рынка в XVII в. 17. Население России в XVI в. Его состав, численность, размещение. 18. Основные направления миграции правительственной колонизации в XVII в. Присоединение Сибири. 19. Влияние природно-географических факторов на развитие транспорта в XVIII в. 20. Основные этапы расширения территории России в XVIII в. 21. Географические открытия российских исследований в XVIII – XIX вв. 22. Складывание системы экономико-географических районов в России в XVIII в. Роль всероссийского рынка в территориальном разделении труда. 23. География промышленного производства и промысловой деятельности в России в XVIII в. 24. Рост городов и их населения в XIX в. 25. Этнографическая карта Российской империи в XIX в. 26. Экономические районы России в XIX в. 27. Основные водные и сухопутные пути России в XIX в. 28. Российская империя в XIX в., ее территория, границы и ЭГП. 29. Динамика изменений административной карты СССР. 30. География основных строек индустриализации, освоения целинных земель и освоения Сибири и Севера в послевоенный период. 31. Экономическое районирование СССР в послевоенный период. 32. География железных дорог и транзитных водных путей СССР. 33. Крупнейшие и наиболее значимые города СССР. 34. Этнографическая карта Советского Союза. 35. География Великой Отечественной войны. 36. Российская Федерация: ее границы, административно-территориальное устройство и ЭГП. 37. Исторические места и исторические города России. 38. Пространственная структура русского города. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов 1. Основные источники исторической географии. 2. Развитие исторической географии как науки в России. 3. Взаимодействие природы и общества на современном этапе развития человечества 4. Географическая среда и ее влияние на общество и человека. 5. Физическая география Восточно-Европейской равнины 6. Расселение восточнославянских племен. 7. География хозяйственных связей и торговых путей Древнерусского 8. государства. 9. Политическая география Древнерусского государства и его соседей в Х-ХII вв. 10. Политическая география Восточной Европы периода феодальной раздробленности. 11. География населения и городов Древнерусского государства 12. Влияние татаро-монгольского нашествия на историческую географию Восточной Европы. 13. Основные этапы складывания территории единого Русского централизованного государства. 14. Административно-территориальное деление Русского государства в XIV-XVII вв. 15. Население Русского государства в XIV-XVII вв. 16. География хозяйства Русского государства в XIV-XVII вв. 17. Города Русского государства в XIV-XVII вв. 18. Пути сообщения Русского государства в XIV-XVII вв. 19. Изменение территории страны в XVIII - XIX вв. 20. География промышленности в XVIII-первой половине XIX вв. 21. География сельскохозяйственного производства в XVIII-первой половине XIX вв. 22. География транспорта и торговых путей России XVIII-первой половине XIX вв. 23. Территориально-административное деление России XVIII-первой половине XIX вв. 24. География населения и городов России в XVIII-первой половине XIX вв. 25. География населения и городов в Российской империи периода капитализма. 26. Формирование территории СССР 27. Демографические процессы на территории СССР. 28. География городов и сельских поселений в СССР в 50-70-е гг. ХХ вв. 29. Основные особенности экономической географии СССР в 70-е-80-е гг. ХХ в. 30. Географическая среда и ее влияние на процессы формирования русской государственности в трудах С.М. Соловьева и В.К. Ключевского. 31. Изменение территории России после распада СССР. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дегтярев Д.С. | Историческая география: программа курса и метод. рекомендации для студентов | АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/931 |
Л1.2 | Перцик Е.Н. | История, теория и методология географии : учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Барсов, Н.П. | Очерки русской исторической географии: география Начальной летописи: | Кучково поле, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454418 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Курс на Moodle " Историческая география" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Эл. адрес: https://elibrary.ru/defaultx.asp |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс «Историческая география» нацелен на формирование у студентов системы целостных и устойчивых представлений относительно связи пространственной и временной парадигмы исторической науки, географической составляющей и обусловленности многих исторических событий, явлений и процессов. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 3 ЗЕТА/ 108 часов. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа. Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, заполнение контурной исторической карты по периоду, относящемуся к теме семинара. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл. Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний (максимум – до 6 баллов). Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов). Заполнение контурной исторической карты по периоду, относящемуся к теме семинара, предполагает индивидуальную работу студентов по нанесению и локализации на карте ключевых гидрографических объектов, населенных пунктов, административно-территориальных границ, транспортных и торговых путей. Осуществляется на основе заранее подготовленного одним из студентов доклада/ презентации по методику заполнения соответствующей карты. Предполагает самостоятельную верификацию студентами материала, освещенного в докладе/презентации и нанесенного на презентационную карту. За заполнение каждой карты максимум можно набрать до 6 баллов, учитываются полнота нанесения и точность локализации объектов на карте, грамотное оформление легенды карты, применяемые при заполнении цветовые решения. Технические требования к рефератам. Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам. Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные тематические или хронологические аспекты историко-географического знания. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий социальных, социально-географических или историко-географических явлений по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 10 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 20 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий. |