МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент, Ильина Елена Георгиевна

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент, Стручева Наталья Егоровна

Рабочая программа дисциплины
Химия окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доктор физ-мат. наук Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Доктор физ-мат. наук Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов фундаментальных знаний по основным физико-химическим процессам, протекающим с участием абиотических компонентов окружающей среды в естественных условиях, и изменениям в этих процессах, связанным с влиянием антропогенных факторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью воспринимать, развивать и использовать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-9 владением базовыми понятиями экологической химии, методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных рисков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.влияние антропогенных факторов на физико-химические процессы, протекающие в окружающей среде в естественных условиях
основные методы безопасного обращения с химическими материалами
3.2.Уметь:
3.2.1.делать заключения на основании анализа и сопоставлении всей совокупности имеющихся данных
использовать основные методы безопасного обращения с химическими материалами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками решения задач, связанных с состоянием окружающей среды
навыками проведения оценки возможных рисков обращения с химическими материалами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нормирование качества окружающей среды
1.1. Основные понятия химии окружающей среды: гидросфера, атмосфера, геосфера, биосфера, загрязняющие вещества, природные и антропогенные загрязнения, критерии их оценки. Модель химического равновесия и модель устойчивого состояния Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Экологическое нормирование. Санитарно – гигиеническое нормирование. Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Состав окружающей среды и нормирование качества окружающей среды Практические 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Подготовка к практическому занятию «Состав окружающей среды и нормирование качества окружающей среды». Сам. работа 6 5 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Химия гидросферы
2.1. Физико–химические процессы в гидросфере Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1
2.2. Загрязнение и очистка гидросферы Лекции 6 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Физико-химические процессы в гидросфере Практические 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Подготовка к практическому занятию "Физико-химические процессы в гидросфере" Сам. работа 6 5 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Загрязнение и очистка гидросферы Практические 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.6. Подготовка к практическому занятию "Загрязнение и очистка гидросферы" Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Химия атмосферы
3.1. Физико–химические процессы в атмосфере Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Загрязнение и очистка атмосферы Лекции 6 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Химия атмосферы Практические 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Подготовка к практическому занятию "Химия атмосферы" Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Загрязнение и очистка атмосферы Практические 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.6. Подготовка к практическому занятию "Загрязнение и очистка атмосферы" Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Химия литосферы
4.1. Физико-химические процессы в литосфере (почве) Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Загрязнение почвы Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1
4.3. Физико-химические процессы в почве Практические 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.4. Подготовка к практическому занятию "Физико-химические процессы в почве" Сам. работа 6 4 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.5. Вредные вещества, отходы и окружающая среда Практические 6 2 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.6. Подготовка к практическому занятию "Вредные вещества, отходы и окружающая среда" Сам. работа 6 5 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.7. Состояние окружающей среды Алтайского края Практические 6 2 ОПК-1, ПК-9
4.8. Подготовка к практическому занятию "Состояние окружающей среды Алтайского края" Сам. работа 6 5 ОПК-1, ПК-9 Л1.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.И. Трифонов, В.А. Девисилов Физико-химические процессы в техносфере: Учебник для ВУЗов М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007
Л1.2 Хаханина Т.И., Никитина Н.Г., Петухов И.Н. Химия окружающей среды: Учебное пособие для ВУЗов. М: ЮРАЙТ, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Егоров Экологическая химия: Учебное пособие для ВУЗов Лань, 2017 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 ХИМИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ХИМИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: Методические рекомендации для обучающихся АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ежегодные экологические доклады "Об охране окружающей среды в Алтайском крае" http://altaipriroda.ru/doklady/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Ведение записей. В тетради для ведения записи лекций необходимо оставлять поля 3−4 см, которые используются для комментариев при изучении материала. Например, не всегда удается записать материал лекций без упущений, возникшие проблемы можно восстановить, работая с учебником. Запись лекций нужно вести обязательно, так как лекция — это краткое изложение самых основных и сложных разделов каждой темы с выводом формул, с иллюстрацией теоретического материала, интересными и полезными примерами.
Нужно уметь кратко зафиксировать в тетради содержание лекции, иначе к следующему занятию материал может забыться. Запись основного содержания рассказа преподавателя способствует воспитанию культуры умственного труда, обогащает знаниями, заставляет работать три вида памяти: слуховую, зрительную и моторную. Краткая запись в тетради нового учебного материала облегчает работу с текстом учебника дома.
Скорость записи зависит от умения пользоваться приемом сокращения слов, но нужно помнить, что для удобства расшифровки сокращают в основном прилагательные, деепричастия и причастия. Можно также сокращать наиболее часто встречающиеся слова, характерные для химии, такие как атом (а), молекула (м), вещество (в-во) и др. Используя этот прием, добиваются увеличения скорости письма, что пригодится на лекциях.
2. Работа с учебником играет важную роль в самоподготовке студентов. Прочитав дополнительно материал учебника, можно более глубоко изучить какую-либо тему, лучше в ней разобраться, понять то, что было не понято на лекции. При первом чтении материала нужно выделять главные, существенные моменты и фиксировать их на бумаге. То, что ясно, можно опустить. При вторичном чтении обращают внимание на мелкие детали, неясные места. Если что-то важное забыто, то его можно найти в этом или другом учебнике и кратко зафиксировать. После этого читают еще раз, обращая внимание на главное. Затем воспроизводят весь материал, пользуясь записями при закрытой книге. Если при этом возникают затруднения, то следует пометить, что не удалось вспомнить, и продолжить рассказ про себя или вслух, а после его окончания обратиться еще раз к непонятным местам в учебнике.
3. Самоконтроль. Нужно внимательно выполнять домашние задания, так как иногда возникают обидные ошибки, например, неправильно выведена формула и, как следствие, задача решена неверно, неправильно расставлены коэффициенты в ОВР и др. Часто причиной низкого качества выполненной работы бывает не только пренебрежение к самоконтролю, но и незнание его приемов. Ими нужно овладевать изо дня в день. Присмотритесь внимательно к вашей работе на лекциях и дома. Наряду с получением новых знаний, вы постоянно овладеваете новыми приемами самоконтроля, совершенствуете их, закрепляете уже известные. Это происходит во время ответов на вопросы, выполнения упражнений, решения задач и других видов работ. Обычно в качестве приемов самоконтроля чаще всего применяется воспроизведение прочитанного текста в целом и по частям, припоминание основных моментов изучаемого матери-ала по пунктам, составленным в ходе чтения плана. Полезным приемом самоконтроля являются ответы на контрольные вопросы в конце каждой темы или задачника. Они требуют точного воспроизведения текста, например, вопросы на знание формулировки закона, правил и др. Но значительно ценнее вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей и т.д.
4. Выполнение домашних заданий. С чего начинать выполнение домашних заданий, что и как делать и чем закончить?
В учебной работе полная самостоятельность проявляется в ходе выполнения домашних заданий. Письменные задания по каждой теме нужно выполнять в тот же день, когда была прочитана лекция по этой теме, пока все еще свежо в памяти. Это дает возможность сделать их быстро и без перенапряжения. Теоретический материал учат за день до семинара по расписанию.
Следует отметить, что регулярное выполнение домашних заданий — естественное продолжение работы на семинаре, возможность для закрепления знаний, устранения в них пробелов. Одна из причин невыполнения домашних заданий — неумение читать лекции и учебники, осмысливать прочитанное, выделять главное и существенное, заучивать факты. Новый материал всегда содержит элементы известного и неизвестного, понятного и непонятного. Трудность восприятия нового — естественный процесс. Чтобы его облегчить, нужно зафиксировать непонятное, а затем обратиться за помощью к преподавателю или найти ответы в литературе. Иногда для понимания трудных вопросов требуются продолжительное время и различные способы их усвоения, но материал каждой темы обязательно должен быть усвоен.
Откладывать выполнение домашних заданий на последующие дни нельзя, так как можно забыть учебный материал. Привычка готовить домашние задания вслед за лекциями поможет нормализовать нагрузку и упорядочить бюджет времени.
В работе по выполнению домашних заданий можно выделить три этапа: подготовительный, или организационный, собственно самостоятельная работа и самоконтроль. Первый этап включает подготовку рабочего места, составление плана работы, второй — выполнение домашних заданий в соответствии с намеченным планом, третий — самоконтроль и исправление ошибок. Когда вы хорошо выучили текст учебника, приступайте к выполнению домашних заданий, требующих ответов в устной и письменной форме.

Памятка для работы с текстом лекции
1. Сначала прочитайте про себя или вслух текст лекции медленно, обдумывая каждое слово, обращая внимание на новые слова, термины, а также деля материал на смысловые части.
2. Выделите в каждой части главную идею, доказательства, иллюстративные данные, второстепенные положения на отдельном листе бумаги или в тетради.
3. Обратите особое внимание на состав и строение веществ, запись формул и уравнений реакций и их сущность.
4. Если встретились непонятные вопросы и вы не нашли ответ на них в учебнике или в другой литературе, запишите в тетради соответствующую страницу и обратитесь за помощью к товарищу или учителю.
5. Только после того, как вы хорошо выучили текст лекции, приступайте к выполнению домашних заданий, требующих ответов в устной и письменной форме.
6. Проверьте качество усвоения учебного материала и выполнения письменных заданий и, если обнаружите ошибки, внесите необходимые исправления.


При подготовке к практическим занятиям необходимо воспользоваться материалами учебной литературы, конспектами лекций, ресурсами Internet.Планы семинарскоих занятий и задачи приведены в системе MOODLE: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1337

В период подготовки к зачету студенты могут получить у преподавателя, проводившего лекционный курс индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к зачету – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.
Студенту необходимо внимательно разобраться в записях лекций и в материалах практических занятий, систематизировать и упорядочить накопленные знания. Каждая тема имеет свои узловые, основные, концептуально обобщающие вопросы, вокруг которых собирается все остальное. Это своеобразные «проверочные» вопросы и задания перед зачетом, их дает кафедра. Студент, способный на них ответить (выполнить), может считать себя подготовленным, к зачету.
Зачет проводится в форме тестирования в системе MOODLE: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1337
Тестирование проходит в течение 90 минут.
Студент, ответивший правильно на 50 % (и более) вопросов, получает оценку "зачтено".

Оценки "зачтено" заслуживает студент, обнаруживший (как минимум)знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, такая оценка выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Для получения такой оценки студент должен продемонстрировать общее знание изучаемого материала.

Оценка "не зачтено" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка такая ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. Оценка «не зачтено» ставится в случае незнания значительной части программного материала; не владения понятийным аппаратом дисциплины.