МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая география
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.и.н., доц., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
К.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Историческая география

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «Историческая география» нацелен на формирование у студентов системы целостных и устойчивых представлений относительно связи пространственной и временной парадигмы исторической науки, географической составляющей и обусловленности многих исторических событий, явлений и процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет, основные методы исторической географии как научной дисциплины, ее место среди исторических дисциплин; сформулированные отечественными и зарубежными историками основные концепции города и роли физико-географических условий, гидрографических узлов в истории России и мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с исторической картой различных периодов и различной сложности, обозначать и характеризовать социально-географические, основные транспортные и торговые артерии в истории России и Европы на широком хронологическом интервале VI – начала XXI в., динамику географических и административно-политических границ; выявлять, пояснять и исправлять ошибки в заполнении контурных и исторических карт России по различным периодам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком составления исторических карт различных периодов любой сложности, извлечения исторической информации из исторических документов, карт и планов с последующей ее верификацией путем применения исторической, источниковедческой и историографической критики; способностью доступно и грамотно излагать результаты проведенного историко-географического анализа (исследования) перед аудиторией различного профиля.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие представления об исторической географии как научной и исторической дисциплине.
1.1. Общие представления об исторической географии как научной дисциплине. Предмет, задачи и методы исторической географии. Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Общие представления об исторической географии как научной дисциплине. Предмет, задачи и методы исторической географии. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Место исторической географии среди других исторических и гуманитарных дисциплин. Проблема методологии исторической географииМесто исторической географии среди других исторических и гуманитарных дисциплин. Проблема методологии исторической географии Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. История становления исторической географии как науки
2.4. История становления исторической географии как науки за рубежом Сам. работа 2 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Физическая география Евразии как основа изучения исторической географии
3.5. Характеристика физико-географических условий Восточной Европы в историческом контексте Сам. работа 2 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Характеристика физико-географических условий Западной Европы в историческом контексте Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Характеристика физико-географических условий Азии в историческом контексте Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Историческая география восточных славян и их соседей, география Древнерусского государства
4.8. Историческая география восточных славян и их соседей Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.9. Историческая география Древнерусского государства Сам. работа 2 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Историческая география Руси периода политической раздробленности
5.10. Социально-экономическая и политическая география Руси периода феодальной раздробленности Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.11. Русь и Орда: география завоеваний и социально-экономических отношений Сам. работа 2 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. География объединительного процесса на Руси
6.12. Историческая география Великого княжества Литовского в XIII-XV вв. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.13. Территориальные аспекты объединительных процессов в русских княжествах XIV- начала XVI в. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Историческая география Русского государства в ХV1-ХV11 вв.
7.14. Административное устройство и территориальная динамика Русского государства в ХV1- ХV11 вв. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
7.15. Российская колонизация Сибири в XVII – начале XVIII в. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
7.16. География транспорта и торговли России XVII в. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Историческая география России в ХV111-первой половине ХIХ в.
8.17. Территориальная динамика Российского государства в XVIII – первой половине XIX в. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
8.18. Территориальная динамика Российского государства в XVIII – первой половине XIX в. Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
8.19. Социально-экономическая география России в ХУ111-первой половине Х1Х в. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
8.20. Историческая география Сибири и Алтая в XVIII – первой половине XIX в. Сам. работа 2 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Историческая география России второй половины XIX – начала XX в.
9.21. Социально-политическая география России второй половины XIX – начала XX в. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
9.22. География промышленности, транспорта и торговли России второй половины XIX – начала XX в. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Историческая география Советского Союза
10.23. Историческая география СССР 20-40-х гг. XX в. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
10.24. Социально-экономическая и политическая география СССР в 50-80-х гг. XX в. Сам. работа 2 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Историческая география современной России
11.25. Политическая география современной России Сам. работа 2 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2
11.26. Социально-экономическая география современной России Сам. работа 2 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2
11.27. Зачет 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету.

1. Понятие «географическая среда». Проблемы взаимодействия природных компонентов и человеческого общества.
2. Географический фактор в истории России в трудах С.М. Соловьева.
3. Географический фактор в истории России в трудах В.О. Ключевского.
4. Понятие «экономико-географического положения» и методика его оценка
5. Основные черты физической географии Восточной Европы.
6. Расселение славянских племен и складывание западной, южной и восточной славянских групп.
7. Основные особенности географии хозяйства Древней Руси. География торговых путей и связей.
8. Размещение племенных союзов восточных славян накануне образования древнерусского государства. Соседи восточных славян, области их расселения.
9. Географические особенности взаимодействия, размещения и развития древнерусских городов.
10. Политическая география Руси периода федеральной раздробленности. Земли и княжества, их экономический и социальный строй.
11. Монголо-татарское нашествие и его влияние на политическую географию русских земель, их экономическое положение.
12. Этапы территориального расширения московского княжества в XIV – XVI вв.
13. Особенности влияния природно-климатического фактора на развитие русских земель XVI – XVII в.
14. Административно-территориальное деление русского государства в XVI – XVII вв., особенности местного деления.
15. Хозяйственное освоение окраин в XVI – XVII вв.
16. Хозяйственная специализация отдельных районов и начало формирования российского рынка в XVII в.
17. Население России в XVI в. Его состав, численность, размещение.
18. Основные направления миграции правительственной колонизации в XVII в. Присоединение Сибири.
19. Влияние природно-географических факторов на развитие транспорта в XVIII в.
20. Основные этапы расширения территории России в XVIII в.
21. Географические открытия российских исследований в XVIII – XIX вв.
22. Складывание системы экономико-географических районов в России в XVIII в. Роль всероссийского рынка в территориальном разделении труда.
23. География промышленного производства и промысловой деятельности в России в XVIII в.
24. Рост городов и их населения в XIX в.
25. Этнографическая карта Российской империи в XIX в.
26. Экономические районы России в XIX в.
27. Основные водные и сухопутные пути России в XIX в.
28. Российская империя в XIX в., ее территория, границы и ЭГП.
29. Динамика изменений административной карты СССР.
30. География основных строек индустриализации, освоения целинных земель и освоения Сибири и Севера в послевоенный период.
31. Экономическое районирование СССР в послевоенный период.
32. География железных дорог и транзитных водных путей СССР.
33. Крупнейшие и наиболее значимые города СССР.
34. Этнографическая карта Советского Союза.
35. География Великой Отечественной войны.
36. Российская Федерация: ее границы, административно-территориальное устройство и ЭГП.
37. Исторические места и исторические города России.
38. Пространственная структура русского города.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Основные источники исторической географии.
2. Развитие исторической географии как науки в России.
3. Взаимодействие природы и общества на современном этапе развития человечества
4. Географическая среда и ее влияние на общество и человека.
5. Физическая география Восточно-Европейской равнины
6. Расселение восточнославянских племен.
7. География хозяйственных связей и торговых путей Древнерусского
8. государства.
9. Политическая география Древнерусского государства и его соседей в Х-ХII вв.
10. Политическая география Восточной Европы периода феодальной раздробленности.
11. География населения и городов Древнерусского государства
12. Влияние татаро-монгольского нашествия на историческую географию Восточной Европы.
13. Основные этапы складывания территории единого Русского централизованного государства.
14. Административно-территориальное деление Русского государства в XIV-XVII вв.
15. Население Русского государства в XIV-XVII вв.
16. География хозяйства Русского государства в XIV-XVII вв.
17. Города Русского государства в XIV-XVII вв.
18. Пути сообщения Русского государства в XIV-XVII вв.
19. Изменение территории страны в XVIII - XIX вв.
20. География промышленности в XVIII-первой половине XIX вв.
21. География сельскохозяйственного производства в XVIII-первой половине XIX вв.
22. География транспорта и торговых путей России XVIII-первой половине XIX вв.
23. Территориально-административное деление России XVIII-первой половине XIX вв.
24. География населения и городов России в XVIII-первой половине XIX вв.
25. География населения и городов в Российской империи периода капитализма.
26. Формирование территории СССР
27. Демографические процессы на территории СССР.
28. География городов и сельских поселений в СССР в 50-70-е гг. ХХ вв.
29. Основные особенности экономической географии СССР в 70-е-80-е гг. ХХ в.
30. Географическая среда и ее влияние на процессы формирования русской государственности в трудах С.М. Соловьева и В.К. Ключевского.
31. Изменение территории России после распада СССР.
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дегтярев Д.С. Историческая география: программа курса и метод. рекомендации для студентов АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/931
Л1.2 Перцик Е.Н. История, теория и методология географии : учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/6C9025DD-3EB2-4084-9135-443E050422A7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барсов, Н.П. Очерки русской исторической географии: география Начальной летописи: Кучково поле, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454418
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» https://biblio-online.ru/
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Эл. адрес: https://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Историческая география» нацелен на формирование у студентов системы целостных и устойчивых представлений относительно связи пространственной и временной парадигмы исторической науки, географической составляющей и обусловленности многих исторических событий, явлений и процессов. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 3 ЗЕТА/ 108 часов. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа.
Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, заполнение контурной исторической карты по периоду, относящемуся к теме семинара. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний (максимум – до 6 баллов). Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Заполнение контурной исторической карты по периоду, относящемуся к теме семинара, предполагает индивидуальную работу студентов по нанесению и локализации на карте ключевых гидрографических объектов, населенных пунктов, административно-территориальных границ, транспортных и торговых путей. Осуществляется на основе заранее подготовленного одним из студентов доклада/ презентации по методику заполнения соответствующей карты. Предполагает самостоятельную верификацию студентами материала, освещенного в докладе/презентации и нанесенного на презентационную карту. За заполнение каждой карты максимум можно набрать до 6 баллов, учитываются полнота нанесения и точность локализации объектов на карте, грамотное оформление легенды карты, применяемые при заполнении цветовые решения.
Технические требования к рефератам.
Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам.
Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные тематические или хронологические аспекты историко-географического знания. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий социальных, социально-географических или историко-географических явлений по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 10 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 20 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий.