Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины "Историческая эвристика" является формирование у студентов базовых знаний, умений и навыков в сфере теории и методологии исторической науки, а также в области сбора, обработки, хранения и распространения исторической информации. Задачи курса: - формирование знаний об организационных формах и методах научного исследования; - освоение методики целенаправленного и рационального поиска литературы и источников по библиографическим указателям, каталогам, путеводителям и другим информационно-поисковым системам, архивам и музеям; - приобретение навыков составления в соответствии с современными требованиями библиографических описаний, рефератов и аннотаций; а также цитат, графических изображений, приложений, используемых в научных трудах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-4 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки |
ПК-6 | способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-4. организационную структуру российской исторической науки; способы и формы организации взаимодействия академических и научно-образовательных учреждений; последовательность и детальное содержание этапов исторического исследования. ПК-6. возможности доступа к различным каналам получения исторической информации; устройство архивной, музейной и библиотечной системы России; ведущие российские и международные аналитические базы цитирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-4. определять наиболее оптимальные методы и методологические концепции для реализации собственного исследования, рационально и научно выстраивать стратегию и тактику исторического исследования. ПК-6. применять различные методики целенаправленного и рационального поиска литературы и источников по библиографическим указателям, каталогам, путеводителям и другим информационно-поисковым системам; критически анализировать и использовать базовую историческую информацию в профессиональной деятельности; подготавливать в соответствии с современными операционно-техническими требованиями рукописи к публикации, а также составлять библиографические описания, оформлять рефераты и аннотации, цитаты, графические изображения, приложения, используемые в научных трудах. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-4. навыками построения различных моделей научного текста как в формате публикации, так и в виде выступления на научном мероприятии. ПК-6. навыками критического анализа исторической информации, полученной из различных видов и типов исторических источников; применения полученных данных при решении круга профессиональных и широкого спектра социальных задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Историческая эвристика как учебная дисциплина. Общие представления об исторической информации | ||||||
1.1. | Информация и текст: общие подходы и проблема соотношений | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Практическая значимость исторической эвристики для исследовательской деятельности историка | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Основные атрибуты научного текста | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Построение и аннотирование научного текста | Практические | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Организация российской исторической науки | ||||||
2.1. | Структура российской исторической науки | Лекции | 2 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Вузовская наука, зарубежные научные центры. Система ученых степеней и званий. Аспирантура и докторантура. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Виды изданий: учебные и научные. Публикационная активность исследователя | Лекции | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Библиографическое описание учебных и научных изданий | Практические | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Историческая периодика | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Гранты и грантовая поддержка в РФ | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Негосударственные фонды грантовой поддержки в РФ | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Социальные и частные гранты в РФ | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Индивидуальные и коллективные заявки на грант | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Методики поиска и сбора исторической информации | ||||||
3.1. | Библиографическая эвристика и алгоритмы поиска в информационно-справочных системах | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Ведущие библиотеки и библиотечные системы РФ | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Органы научной информации в РФ и виды их информационных изданий (Бюллетени сигнальной информации, реферативные журналы и обзоры, аналитические обзоры. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Поиск информации в библиотеке: эвристические ходы и ловушки | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.5. | Общая и специальная текущая библиография. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.6. | Ретроспективная историческая библиография. Библиография библиографии. Биобиблиографические справочники. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Техника чтения. Оформление выписок из литературы. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
3.8. | Архивная эвристика и организация работы историка в архиве | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.9. | Государственный архивный фонд | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
3.10. | Работа с архивными описями и делами | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.11. | Музейная эвристика и организация работы историка в музее | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.12. | Частные музеи РФ: общие представления и классификация | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
3.13. | Специфика научно-исследовательской деятельности историка в музее | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
3.14. | Конспектирование. Аннотация. Реферат. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Научно-исследовательская деятельность студента: научные конференции и курсовая работа | ||||||
4.1. | Организация научной работы студентов (спецсеминары, научные кружки, экспедиции, конференции, конкурсы студенческих работ) | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Научные конференции как способ апробации результатов исследования | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Студенческие и молодежные конференции | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Классификация научных конференций по информационным письмам | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Методика организации курсовой работы | Лекции | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
4.6. | Оформление титульного листа курсовой работы и ВКР | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
4.7. | Оформление библиографических списокв и приложений к научным трудам | Практические | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
4.8. | Ошибки при построении курсовой работы | Практические | 2 | 2 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
4.9. | Методика организации и построения ВКР | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-4, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету 1. Общее представление и подходы к определению понятия «информация» 2. Соотношение понятий «постиндустриальное» / «информационное» общество и значение информации на современном этапе развития человечества 3. Понятие «текста». Требования к научному тексту 4. Организация российской исторической науки 5. Система ученых степеней и званий в Российской Федерации 6. Гранты и грантовая поддержка в РФ: основные подходы и принципы составления заявок 7. Библиографическое описание учебных и научных изданий: общие подходы и алгоритмы 8. Библиотечная эвристика: общие понятия и алгоритмы поиска информации в библиотеке 9. Разновидности научных изданий. Учебные издания 10. Понятие и общие представления об архиве и архивной деятельности 11. Система федеральных и региональных архивов. Разновидности архивов 12. Методика организации работы исследователя с архивной документацией 13. Понятия «музей» и «музейный фонд». Организация работы музеев. Виды музеев 14. Проблемы организации исследовательской работы с историческими источниками в музее 15. Апробация результатов исследования. Разновидности научных мероприятий. Научные конференции 16. Характеристика основных этапов исследовательской деятельности 17. Методика научного исторического исследования 18. Курсовая работа: общие представления и принципы организации текста |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ 1. Институты РАН 2. Вузовская наука 3. Система научных степеней и званий 4. Научные гранты 5. Принцип историзма 6. Методы исторического исследования 7. Антропологический подход в исторической науке 8. Критерии выбора темы научного исследования 9. Формулировка названия темы и роль подзаголовка 10. Составление плана научного исследования 11. Ретроспективная и текущая библиография 12. Электронные информационные ресурсы 13. Изучение литературы и оформление выписок 14. Классификация и методы работы с опубликованными источниками 15. Архивы и их справочный аппарат 16. Методика работы с архивными документами 17. Оформление ссылок на литературу и источники 18. Составление списка литературы и источников 19. Составление приложений 20. Авторское редактирование Темы рефератов 1. Критерии перехода к информационному обществу в научной литературе 2. Виды научных текстов 3. Основные этапы возникновения и развития Академии наук 4. Ведущие научные учреждения современной России 5. Отраслевая историческая наука в Сибири 6. Основные понятия и проблемы библиотечной эвристики 7. Архивный фонд Российской Федерации 8. Музейная эвристика: основные этапы становления 9. Публикационная активность исследователя: основные подходы и специфика реализации в современных научных реалиях 10. Индекс Хирша 11. Российские и международные системы цитирования 12. Российские журналы из перечня ВАК 13. Требования к соискателям ученых степеней 14. Требования к соискателям ученых званий 15. РФФИ и оказываемая им грантовая поддержка 16. Основные этапы подготовки заявки на грант 17. Этапы подготовки текста к публикации 18. Общие требования к различным видам публикаций 19. Научные статьи и материалы конференций: основные различия 20. Виды научных конференций |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложениии. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Г.И. Рузавин | Методология научного познания : учебник | М.: Юнити-Дана, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020 |
Л1.2 | М.Ф. Шкляр | Основы научных исследований : учебное пособие | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Георгиева Н.Г. | Историческое источниковедение: понятийно-терминологические и методические проблемы: учеб.пособие | М. : Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle "Историческая эвристика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip Acrobat Reader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Эл. адрес: https://elibrary.ru/defaultx.asp |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс «Историческая эвристика» нацелен на формирование у студентов базовых знаний, умений и навыков в сфере теории и методологии исторической науки, а также в области сбора, обработки, хранения и распространения исторической информации. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 3 ЗЕТА/ 108 часов. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа. Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы с историческим документом/исторической задачей в группах. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл. Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний. Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов). Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной исторической проблемы, поиск информации в источнике, обработку исторических сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы. Технические требования к рефератам. Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам. Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные аспекты организации и функционирования исторической науки. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий явлений исторической науки по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 10 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 20 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий. |