МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы экономического прогнозирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., профессор, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Методы экономического прогнозирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 09.03.03 "Прикладная информатика"(утвержден приказом Минобрнауки России от 12.03.2015 №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н, доцент, Бутакова Марина Михайловна, и.о.зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.э.н, доцент, Бутакова Марина Михайловна, и.о.зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины заключается в овладении студентами теоретическими основами и практическими навыками в области экономического прогнозирования.
Реализация дисциплины предполагает решение следующих задач:
 Ознакомление студентов с методами экономического прогнозирования.
 Изучение содержания, сущности и принципов прогнозирования как системы предвидения будущего, оценивающей нужды, потребности и ожидания субъектов экономики.
 Приобретение студентами знаний и конкретных навыков в сборе информа-ции и разработке прогнозов.
 Изучение приемов и методов оценки качества экономических прогнозов.
 Приобретение навыков в области предпрогнозных исследований экономики.
 Изучение принципов и методов формирования организационных структур прогнозирования на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
ПК-24 способностью готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о методах прогнозирования
- о технологии прогнозирования
- о способах фомирования экспертной группы и оценке компетентности экспертов
- о экспертных методах прогнозирования
- о трендовых моделях прогнозирования динамики
- о корреляционных моделях прогнозирования взаимосвязей между экономическими объектами
- о способах верификации прогнозов
- о методах предпрогнозных исследований
- о сущности и принципах прогнозирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять формализованные методы для разработки прогнозов
- применять экспертные методы для разработки прогнозов
- готовить аналитические докладные записки, прогнозные сценарии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- разработки задания на прогноз
- разработки прогнозов
- выбора методов прогнозирования, наиболее целесообразных для разработки конкретных прогнозов
- оценки достоверности прогноза
- сбора информации для разработки прогнозов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и организационные основы экономического прогнозирования
1.1. Сущность и организация экономического прогнозирования Лекции 2 2 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность экономического прогнозирования Сам. работа 2 9 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л2.1
1.3. Организация экономического прогнозирования Сам. работа 2 9 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л2.1
1.4. Формализованные методы прогнозирования Сам. работа 2 9 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.5. Методы прогнозирования Лекции 2 2 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы прогнозирования динамики экономических процессов Лабораторные 2 2 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.7. Методы прогнозирования динамики экономических процессов Сам. работа 2 9 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.8. Прогнозирование сезонных процессов Лабораторные 2 2 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.9. Прогнозирование сезонных процессов Сам. работа 2 12 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.10. Корреляционно-регрессионный анализ в экономическом прогнозировании Сам. работа 2 10 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.11. Интуитивные методы прогнозирования Сам. работа 2 14 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.12. Коллективные экспертные оценки Лабораторные 2 2 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л2.1
1.13. Коллективные экспертные оценки Сам. работа 2 10 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л2.1
1.14. Методы предпрогнозных исследований Лабораторные 2 2 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л2.1
1.15. Методы предпрогнозных исследований Сам. работа 2 10 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. М. Бутакова Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2008 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садовничий В.А., Акаев А.А., Каратаев А.В., Малков С.Ю. Моделирование и прогнозирование мировой динамики: ИСПИ РАН, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.fst.ru - (официальный сайт Федеральной службы по тарифам РФ)
Э2 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э3 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э4 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э5 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э6 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э7 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э8 Курс в Moodle «Основы экономического прогнозирования» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
6.http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
8.Деловая библиотека ЦМТ (Центральной Международной торговли)
12.http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
16.Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: http://ecsocman.hse.ru/search/index.html
17.Образовательные ресурсы интернета – Экономика: http://www.alleng.ru/edu/econom5.htm
19.Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
сайты Госкомстата, Минэкономразвития, Администрации Алтайского края

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины студент должен зарегистрироваться на образовательном портале, где размешен соответствующий курс, тексты лекций, задания для лабораторных работ, исходные данные для их выполнения, темы рефератов и итоговые вопросы. Использование образовательного портала позволит организовать наиболее эффективную самостоятельную работу студентов.