Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Е.В. Демчик
1.1. | Целью курса является знакомство студентов с основами исторического краеведения. Курс рассматривается на основе региональных материалов Западной Сибири и Алтая. Для достижения поставленной цели в курсе реализуются следующие задачи. 1. Знакомство с деятельностью исследователей региона с конца XIX до начала XXI веков. 2. Выявление основных групп источников исторического краеведения. 3. Методы работы с источниками. 4. Система организации сбора, хранения и изучения источников в музеях и архивах. 5. Преподавание исторического краеведения в школе и в вузе. 6. Основные формы краеведческой работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-1 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Об основных источниках исследований в области исторического краеведения О специфике краеведческой формы работы в вузе, школе, учреждениях науки и культуры Об этапах в изучении края О персоналиях основных краеведов О краеведческих изданиях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать краеведческую литературу и источники Проводить краеведческие исследования по темам |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | краеведческой работы в разных учреждениях владения терминологией и основными понятиями в области исторического краеведения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие исторического краеведения. | ||||||
1.1. | Краеведение как форма научного познания мира | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Источники исторического краеведения | Практические | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Виды краеведческой работы | Сам. работа | 4 | 26 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Краеведческая работа в образовательных учреждениях | ||||||
2.1. | Вузовское краеведение и его особенности. | Лекции | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Школьное краеведение и его особенности | Лекции | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Кружковая краеведческая работа в школе | Практические | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Музейное и библиотечное краеведение | Сам. работа | 4 | 26 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Исследователи Западной Сибири и Алтая | ||||||
3.1. | Исследователи Алтая в дореволюционную эпоху | Лекции | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Исследователи Алтая XX в. | Лекции | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Исследователи Алтая конца XX - начала XXI вв. | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Современные краеведческие школы Алтая | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Краеведческие организация и учреждения | ||||||
4.1. | Первые краеведческие организации и учреждения на Алтае | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Современные организации и учреждения краеведения на Алтае | Практические | 4 | 10 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Краеведческие издания | Сам. работа | 4 | 24 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Присоединение Алтая к России. 2. Алтай в XVIII – первой половине XIX вв. 3. Алтай во второй половине XIX – начале XX вв. 4. Революция и гражданская война на Алтае. 5. Развитие Алтая в 20-е – 30-е гг. 6. Вклад Алтая в победу в Великой Отечественной войне. 7. Развитие Алтая в 1945-1991 гг. 8. Алтай в постсоветский период. 9. Общество любителей исследования Алтая и Алтайский подотдел ЗСО ИРГО. 10. Краеведческое движение в 20-е – 30-е гг. 11. Научное краеведение в 50-е – 80-е гг. 12. Научное (вузовское) краеведение на современном этапе. 13. Школьное краеведение в советский и постсоветский период. 14. Школьные музеи как центры краеведческой работы. 15. Библиотечное краеведение. Роль АКУНБ им. В.Я. Шишкова. 16. Краеведение в системе дополнительного образования края. 17. Музейное краеведение. 18. Крупнейшие музеи Алтая – центры научно-исследовательской работы. 19. Краеведческие конференции и иные публичные мероприятия на Алтае. 20. Новые тенденции в развитии исторического краеведения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. А. Скубневский, Ю. М. Гончаров | Города Западной Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство : | ИП Колмогоров И. А., 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гончаров Ю.М. | Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. : учеб. пособие | АЗБУКА, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |