Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в гуманитарных науках |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвГН-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н.. проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целью освоения является формирования целостного представление об исторических процессах, просиходивших на территории Алтая с древнейших времен до настоящего времени. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
OK-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ПК-24 | способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1. Историю Алтая с древнейших времен до начала XXI века. 2. Биографии основных деятелей в оласт экономики. управления. культуры, а также иных выдающихся уроженцев Алтая. 3. Основыне источники по истории Алтая. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1. Проводить историко-краеведческие исследования любой степени сложности. 2. руководить краеведческой работой в одном из учреждений. 3. Проводить экскурсии по Барнаулу и Алтайскому краю невысокой степени сложности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1. Организации простых туристско-краеведческих мероприятий (экскурсии в музем, выставочные залы. по городу и т.п.) 2. публичного выступления с докладами о результатах своей работы перед аудиторией со средним и большим количеством слушателей |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вводная часть | ||||||
1.1. | Алтай как историческая область Изучение Алтая учеными-историками | Лекции | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Алтай как историческая область | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Алтай как историческая область | Практические | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Изучение Алтая учеными-историками | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Изучение Алтая учеными-историками | Практические | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Древний Алтай | ||||||
2.1. | Алтай в составе кочевых империй | Лекции | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Алтай в составе кочевых империй | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Алтай в составе кочевых империй | Практические | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Археологические культуры и археологические памятники Алтая | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Археологические культуры и археологические памятники Алтая | Практические | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Алтай в XVIII - 1-й половине XIX вв. | ||||||
3.1. | Присоединение Алтая к России | Лекции | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Присоединение Алтая к России | Практические | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Экономика Алтая в XVIII - первой половине XIX вв. Особенности социальных отношений на Алтае в XVIII - первой половине XIX вв. | Лекции | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Экономика Алтая в XVIII - первой половине XIX вв. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Экономика Алтая в XVIII - первой половине XIX вв. | Практические | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Особенности социальных отношений на Алтае в XVIII - первой половине XIX вв. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Развитие науки и техники на Алтае в XVIII - XIX вв. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Алтай во второй половине XIX - начале XX вв. | ||||||
4.1. | Социально-экономическая трансформация на Алтае во второй половине XIX – начале XX вв. | Лекции | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Социально-экономическая трансформация на Алтае во второй половине XIX – начале XX вв. | Практические | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Социально-экономическая трансформация на Алтае во второй половине XIX – начале XX вв. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Культура Алтая в XVIII – начале XX вв. | Практические | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Культура Алтая в XVIII – начале XX вв. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Алтай в 1917-1991 гг. | ||||||
5.1. | Революция 1917 г. и Гражданская война на Алтае | Лекции | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Революция 1917 г. и Гражданская война на Алтае | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Нэп, коллективизация и индустриализация на Алтае. | Лекции | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Нэп, коллективизация и индустриализация на Алтае. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.5. | Великая Отечественная война и Алтай | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.6. | Социально-экономическое развитие Алтая в 1945-1991 гг. | Лекции | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.7. | Социально-экономическое развитие Алтая в 1945-1991 гг. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.8. | Великая Отечественная война и Алтай | Практические | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.9. | Социально-экономическое развитие Алтая в 1945-1991 гг. | Практические | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.10. | Социально-экономическое развитие Алтая в 1945-1991 гг. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.11. | Культура Алтая в XX – начале XXI вв. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. История отдельных территорий Алтая | ||||||
6.1. | История Барнаула | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | История малых городов и районов Алтая | Практические | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | История малых городов и районов Алтая | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Алтай - моя малая родина | ||||||
7.1. | Викторина по истории Алтая | Практические | 5 | 2 | ПК-24 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Физическая география Алтайского края и Республики Алтай. 2. Понятие «Алтай» как историко-географическая область. 3. Исследования истории Алтая в XIX – начале XX вв. 4. Краеведческие исследования по истории Алтая в советский период. 5. Труды современных алтайских ученых по истории региона. 6. Каменный век Алтая: культуры и памятники. 7. Бронзовый век Алтая: культуры и памятники. 8. Ранний железный век Алтая: культуры и памятники. 9. Алтай в эпоху Великого переселения народов (III – IX вв.). 10. Алтай под властью монголов и джунгаров (XIII – XVII вв.). 11. Присоединение Алтая к России (1709-1756 гг.). 12. Создание горно-металлургического комплекса на Алтае в XVIII веке. 13. И.И. Ползунов. К.Д. и П.К. Фроловы: биографии и изобретения. 14. Приписная деревня на Алтае в XVIII – XIX вв. 15. Горные офицеры, мастеровые и урочники – особые группы населения Алтая. 16. Алтай в аренде у Министерства финансов (1830-1855 гг.). 17. Отмена крепостного права на Алтае. 18. Развитие сельского хозяйства на Алтае во второй половине XIX – начале XX вв. 19. Кризис кабинетского горно-металлургического комплекса. Частная золотопромышленность. 20. Частная обрабатывающая промышленность Алтая во второй половине XIX – начале XX вв. 21. Города Алтая во второй половине XIX – начале XX вв. 22. Культура Алтая в XVIII - начале XX века. 23. Основные социальные противоречия, существовавшие на Алтае в начале XX века. 24. Февральская и Октябрьская революция 1917 г. на Алтае. 25. Гражданская война на Алтае (1918-1922 гг.). 26. «Красный бандитизм» и крестьянские восстания на Алтае в 1920-1922 гг. 27. Административно-территориальное деление региона в 1917-1937 гг.: от губернии к краю. 28. Нэп на Алтае. 29. Коллективизация на Алтае. 30. Индустриализация на Алтае. 31. Экономика Алтайского края в период Великой Отечественной войны. 32. Быт населения Алтайского края в период Великой Отечественной войны. 33. Дивизии. сформированные на Алтае. на фронтах Великой Отечественной войны. 34. Герои Советского Союза – уроженцы Алтайского края. 35. Основные этапы истории Барнаула. 36. Культура Алтая в советский период. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Старцев А.В., Гончаров Ю.М. | Предпринимательство в Сибири: исторический опыт (XVII – начало XX вв.) : учеб. пособие | Барнаул : Азбука, 2010 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гущин Н.Я. и др. | История Сибири с древнейших времен до наших дней: Сибирь в период строительства социализма. Т. 4. : | Л. : Наука, 1968 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=45198 (28.06.2017). |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная билиотека АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Электоронная библиотека АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Электронные ресурсы Алтая. база данных АКУНБ им. В.Я. Шишкова | altlib.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к практическим занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |