МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональный творческий практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 14,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 24 24 24 24 48 48
Сам. работа 84 84 57 57 141 141
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.;к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.;доцент, Купчинский О.Г.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональный творческий практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение уровня навыков творческой работы у студентов при помощи практических занятий, в том числе в редакциях учебных СМИ; отработка на учебном практическом материале основ профессиональной деятельности журналиста, что будет способствовать созданию студентами наиболее качественного журналистского произведения в разных типах СМИ
Задачи курса:
- обучиться навыкам ведущего информационных, аналитических программ на радио-, телевидении;
- развить умения студентов-журналистов выявлять мысль автора радио-, телетекста, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии.
- отработать навыки работы в прямом эфире, общения со слушателями; навыки интервьюирования собеседника;
- выработать навыки выразительного «разговорного чтения» публицистического текста;
- создать радио-, телетекст по заданным параметрам (жанр, стиль и т.д.).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-2 Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-3 Способен участвовать в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов; профессиональные этические нормы на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории и политике СМИ или другим медиа; приводить журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствие с языковыми нормами; контролировать соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте; контролировать соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте; учитывать технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками по решению
поставленных задач при работе над авторским или коллективным практико-ориентированным медиапроектом; навыками по реализации практико-ориентированного медиапроекта (или его элементы) в рамках своих полномочий и нести ответственность за результат; навыками использования творческого потенциала для подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Законы логики в речевом действии журналиста. Правила логического чтения медиатекста
1.1. Два уровня явлений логики речи в медиатексте, тесно связанные между собой: уровень «смысла» и уровень «значения» Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Логический анализ информационных и художественно-публицистических текстов. Лабораторные 4 4 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Подготовить радиотекст выбранного Вами жанра к аудиозаписи Сам. работа 4 9 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Затранскрибировать и прочесть вслух предложенный преподавателем радиотекст, соблюдая нормы произношения гласных и сочетаний согласных звуков. Сам. работа 4 8 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Техника речи журналиста. Законы интонации в речевом общении радиожурналиста
2.1. Знаки препинания в речевом действии журналиста Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Законы интонации в речевом общении журналиста Лабораторные 4 4 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Логические ударения при чтении медиатекста Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Проанализировать звучание голоса, дикционные недостатки, составить индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса журналиста (под непосредственным контролем преподавателя). Сам. работа 4 20 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Записать аудиотекст, самостоятельно проанализировать наличие изменений (в сравнении с контрольной записью в начале семестра). Сам. работа 4 15 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Формы общения с аудиторией. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета
3.1. Речевая манера журналиста в художественно-публицистических жанрах на радио Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Особенности и общие основы словесного действия журналиста на радио Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Этапы работы журналиста с радиотекстом: действенный анализ текста, событийный анализ Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Зависимость исполнения радиотекста от психофизического самочувствия журналиста Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Словесное действие журналиста Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Подобрать индивидуальные упражнения по исправлению конкретных дикционных недостатков Сам. работа 4 14 ПК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Сам. работа 4 18 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Имидж телеведущего
4.1. Требования к внешнему имиджу телеведущего. Коммуникативный имидж журналиста Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Особенности создания имиджа телеведущего новостных программ Лабораторные 5 4 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Подготовить телетекст выбранного Вами жанра к видеозаписи Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Сам. работа 5 11 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Техника речи телеведущего. Формы общения с аудиторией
5.1. Закрепление и совершенствование навыков техники речи журналиста: длинного дыхания, голосоведения, усложненные дикционные тренинги Лабораторные 5 4 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Принципы интонационного членения предложения журналистом. Типы пауз. Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Практическая работа по овладению законами и правилами речи в телеэфире. Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.4. Речевая манера журналиста в информационных и аналитических жанрах на телевидении Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.5. Особенности и общие основы словесного действия на телевидении Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.6. Проанализировать звучание голоса, дикционные недостатки, составить индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса (под непосредственным контролем преподавателя). Сам. работа 5 9 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.7. Записать видеотекст, самостоятельно проанализировать наличие изменений (в сравнении с контрольной записью в начале семестра). Сам. работа 5 12 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Процесс подготовки чтения журналистом текста информационного сюжета
6.1. Этапы работы журналиста над текстом: действенный анализ текста, событийный анализ Лабораторные 5 4 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Словесное действие телеведущего информационной программы Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.3. Подобрать индивидуальные упражнения по исправлению конкретных дикционных недостатков журналиста. Сам. работа 5 9 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.4. Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.5. Экзамен 5 27 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина, Галина Викторовна Жанры журналистского творчества : учебное поосбие для вузов Аспект Пресс,
Л1.2 В.М. Кривошеев В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие Университетская книга, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.2 Черникова, Елена Вячеславовна Литературная работа журналиста : учебник для вузов Гардарики, 2007
Л2.3 Сластенкин, Р.И. От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : научная литература Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279
Л2.4 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Officе
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторное занятие направлено на экспериментальное подтверждение изученной теории, развитие умений решать практические задачи опытным путем. В ходе занятия студенты индивидуально или в группе самостоятельно выполняют практические задания, обмениваются опытом, развивают умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Подготовка к лабораторному занятию предполагает самостоятельную работу в соответствии с выданным заданием. В том числе у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными техническими средствами. На лабораторном занятии студент может получить консультацию преподавателя и отработать навык создания медиапродукта.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.