МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональный творческий практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 14,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 24 24 24 24 48 48
Сам. работа 84 84 57 57 141 141
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.;к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.;доцент, Купчинский О.Г.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональный творческий практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение уровня навыков творческой работы у студентов при помощи практических занятий, в том числе в редакциях учебных СМИ; отработка на учебном практическом материале основ профессиональной деятельности журналиста, что будет способствовать созданию студентами наиболее качественного журналистского произведения в разных типах СМИ
Задачи курса:
- обучиться навыкам ведущего информационных, аналитических программ на радио-, телевидении;
- развить умения студентов-журналистов выявлять мысль автора радио-, телетекста, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии.
- отработать навыки работы в прямом эфире, общения со слушателями; навыки интервьюирования собеседника;
- выработать навыки выразительного «разговорного чтения» публицистического текста;
- создать радио-, телетекст по заданным параметрам (жанр, стиль и т.д.).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-2 Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-3 Способен участвовать в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов; профессиональные этические нормы на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории и политике СМИ или другим медиа; приводить журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствие с языковыми нормами; контролировать соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте; контролировать соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте; учитывать технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками по решению
поставленных задач при работе над авторским или коллективным практико-ориентированным медиапроектом; навыками по реализации практико-ориентированного медиапроекта (или его элементы) в рамках своих полномочий и нести ответственность за результат; навыками использования творческого потенциала для подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Законы логики в речевом действии журналиста. Правила логического чтения медиатекста
1.1. Два уровня явлений логики речи в медиатексте, тесно связанные между собой: уровень «смысла» и уровень «значения» Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Логический анализ информационных и художественно-публицистических текстов. Лабораторные 4 4 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Подготовить радиотекст выбранного Вами жанра к аудиозаписи Сам. работа 4 9 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Затранскрибировать и прочесть вслух предложенный преподавателем радиотекст, соблюдая нормы произношения гласных и сочетаний согласных звуков. Сам. работа 4 8 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Техника речи журналиста. Законы интонации в речевом общении радиожурналиста
2.1. Знаки препинания в речевом действии журналиста Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Законы интонации в речевом общении журналиста Лабораторные 4 4 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Логические ударения при чтении медиатекста Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Проанализировать звучание голоса, дикционные недостатки, составить индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса журналиста (под непосредственным контролем преподавателя). Сам. работа 4 20 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Записать аудиотекст, самостоятельно проанализировать наличие изменений (в сравнении с контрольной записью в начале семестра). Сам. работа 4 15 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Формы общения с аудиторией. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета
3.1. Речевая манера журналиста в художественно-публицистических жанрах на радио Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Особенности и общие основы словесного действия журналиста на радио Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Этапы работы журналиста с радиотекстом: действенный анализ текста, событийный анализ Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Зависимость исполнения радиотекста от психофизического самочувствия журналиста Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Словесное действие журналиста Лабораторные 4 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Подобрать индивидуальные упражнения по исправлению конкретных дикционных недостатков Сам. работа 4 14 ПК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Сам. работа 4 18 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Имидж телеведущего
4.1. Требования к внешнему имиджу телеведущего. Коммуникативный имидж журналиста Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Особенности создания имиджа телеведущего новостных программ Лабораторные 5 4 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Подготовить телетекст выбранного Вами жанра к видеозаписи Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Сам. работа 5 11 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Техника речи телеведущего. Формы общения с аудиторией
5.1. Закрепление и совершенствование навыков техники речи журналиста: длинного дыхания, голосоведения, усложненные дикционные тренинги Лабораторные 5 4 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Принципы интонационного членения предложения журналистом. Типы пауз. Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Практическая работа по овладению законами и правилами речи в телеэфире. Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.4. Речевая манера журналиста в информационных и аналитических жанрах на телевидении Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.5. Особенности и общие основы словесного действия на телевидении Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.6. Проанализировать звучание голоса, дикционные недостатки, составить индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса (под непосредственным контролем преподавателя). Сам. работа 5 9 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.7. Записать видеотекст, самостоятельно проанализировать наличие изменений (в сравнении с контрольной записью в начале семестра). Сам. работа 5 12 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Процесс подготовки чтения журналистом текста информационного сюжета
6.1. Этапы работы журналиста над текстом: действенный анализ текста, событийный анализ Лабораторные 5 4 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Словесное действие телеведущего информационной программы Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.3. Подобрать индивидуальные упражнения по исправлению конкретных дикционных недостатков журналиста. Сам. работа 5 9 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.4. Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.5. Экзамен 5 27 ПК-3, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина, Галина Викторовна Жанры журналистского творчества : учебное поосбие для вузов Аспект Пресс,
Л1.2 В.М. Кривошеев В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие Университетская книга, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.2 Черникова, Елена Вячеславовна Литературная работа журналиста : учебник для вузов Гардарики, 2007
Л2.3 Сластенкин, Р.И. От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : научная литература Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279
Л2.4 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Officе
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторное занятие направлено на экспериментальное подтверждение изученной теории, развитие умений решать практические задачи опытным путем. В ходе занятия студенты индивидуально или в группе самостоятельно выполняют практические задания, обмениваются опытом, развивают умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Подготовка к лабораторному занятию предполагает самостоятельную работу в соответствии с выданным заданием. В том числе у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными техническими средствами. На лабораторном занятии студент может получить консультацию преподавателя и отработать навык создания медиапродукта.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.