Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Цель дисциплины «Психология журналистики» – удовлетворить потребность в освоении специальной ветви практической психологии массовых коммуникаций при подготовке специалистов для работы в журналистике на современном уровне. Основная задача курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов – журналистов системное понимание закономерностей психологических процессов, лежащих в основе индивидуального творчества и массовой коммуникации, обучить психологическим приемам разрешения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений, внушить уважение к профессиональным правилам техники информационно-психологической безопасности как по отношению к аудитории, так и при работе журналиста в стрессогенных условиях современных масс-медиа. Дополнительной функцией курса может стать психодиагностика творческой предрасположенности студента и профессиональная ориентация для работы в специальных подразделениях редакций типа «Психологическая служба газеты», «Центр медиа-психологического анализа», «Банк социально-психологической информации» |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-10 | способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы общей психологии, социальной психологии, психологии общения и особенности функционирования психологических законов в профессиональной сфере деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять знания психологических закономерностей в повседневной профессиональной коммуникации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками активного восприятия и анализа информации, методами сглаживания конфликтов, методами анализа поведения человека в социуме. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и задачи курса | ||||||
1.1. | Категории медиапсихологии. Журналистика как творческая инфор-мационная деятель-ность. Теории со-циальной психоло-гии в объяснении специфики журна-листкой деятельно-сти. | Лекции | 7 | 4 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Психология поведения личности в художественом произведении | Сам. работа | 7 | 5 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Журналист как творческая лич-ность. Проблемы саморегуляции. Социально-психологическая обусловленность творческого процесса. Мотивационный профиль личности. Психологические проблемы взаимодействия с аудиторией. | Лекции | 7 | 6 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Гуманистическая психология | Практические | 7 | 2 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Проблемы поведения и сознания в художественном произведении | Сам. работа | 7 | 8 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Парадигмы творческой деятельности. | Лекции | 7 | 8 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.7. | Эссе на тему «Психология толпы. Возможен ли тоталитаризм сегодня?» | Сам. работа | 7 | 10 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.8. | Психологические концепции личности | Практические | 7 | 2 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.9. | Эссе «Мой медиадетокс» | Сам. работа | 7 | 10 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.10. | Социальный фактор в творчестве журналиста. | Лекции | 7 | 6 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.11. | Базовые понятия психологии журналистики | Практические | 7 | 2 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Формирование и коррекция психотипа журналиста | ||||||
2.1. | Перцепция и память | Практические | 7 | 2 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Игра «Подводная лодка» | Сам. работа | 7 | 12 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Психология журналистского творчества | Практические | 7 | 2 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Журналист как психолог | Практические | 7 | 2 | ОК-7, ОПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Экзамен | 7 | 27 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Никулина, С.А. | Психология массовой коммуникации : учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235650 |
Л1.2 | Мансурова, Валентина Дмитриевна | Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное поосбие | Изд-во АлтГУ, 2010 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Олешко, В.Ф. | Психология журналистики : учебное пособие | Издательство Уральского университета, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276355 |
Л2.2 | Бреус, Е.С. | Психологические аспекты функционирования средств массовой информации: | Лаборатория книги, 2012 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142231 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э2 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека публикаций СМИ | www.public.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Officе Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |