МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Психология журналистики» – удовлетворить потребность в освоении специальной ветви практической психологии массовых коммуникаций при подготовке специалистов для работы в журналистике на современном уровне.
Основная задача курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов – журналистов системное понимание закономерностей психологических процессов, лежащих в основе индивидуального творчества и массовой коммуникации, обучить психологическим приемам разрешения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений, внушить уважение к профессиональным правилам техники информационно-психологической безопасности как по отношению к аудитории, так и при работе журналиста в стрессогенных условиях современных масс-медиа.
Дополнительной функцией курса может стать психодиагностика творческой предрасположенности студента и профессиональная ориентация для работы в специальных подразделениях редакций типа «Психологическая служба газеты», «Центр медиа-психологического анализа», «Банк социально-психологической информации»

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-10 способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы общей психологии, социальной психологии, психологии общения и особенности функционирования психологических законов в профессиональной сфере деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания психологических закономерностей в повседневной профессиональной коммуникации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками активного восприятия и анализа информации, методами сглаживания конфликтов, методами анализа поведения человека в социуме.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса
1.1. Категории медиапсихологии. Журналистика как творческая инфор-мационная деятель-ность. Теории со-циальной психоло-гии в объяснении специфики журна-листкой деятельно-сти. Лекции 7 4 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Психология поведения личности в художественом произведении Сам. работа 7 5 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Журналист как творческая лич-ность. Проблемы саморегуляции. Социально-психологическая обусловленность творческого процесса. Мотивационный профиль личности. Психологические проблемы взаимодействия с аудиторией. Лекции 7 6 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Гуманистическая психология Практические 7 2 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Проблемы поведения и сознания в художественном произведении Сам. работа 7 8 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Парадигмы творческой деятельности. Лекции 7 8 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Эссе на тему «Психология толпы. Возможен ли тоталитаризм сегодня?» Сам. работа 7 10 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Психологические концепции личности Практические 7 2 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Эссе «Мой медиадетокс» Сам. работа 7 10 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Социальный фактор в творчестве журналиста. Лекции 7 6 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.11. Базовые понятия психологии журналистики Практические 7 2 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Формирование и коррекция психотипа журналиста
2.1. Перцепция и память Практические 7 2 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Игра «Подводная лодка» Сам. работа 7 12 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Психология журналистского творчества Практические 7 2 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Журналист как психолог Практические 7 2 ОК-7, ОПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Экзамен 7 27 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никулина, С.А. Психология массовой коммуникации : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235650
Л1.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное поосбие Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Олешко, В.Ф. Психология журналистики : учебное пособие Издательство Уральского университета, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276355
Л2.2 Бреус, Е.С. Психологические аспекты функционирования средств массовой информации: Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142231
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Officе
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.