МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-5-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 183
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Шаповалова С.В.

Рецензент(ы):
Канд. физ.-мат.наук, доцент, Юдинцев А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Д-р экон. наук, проф. Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Д-р экон. наук, проф. Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1. Целью преподавания курса является знакомство студентов с историей и современным состоянием развития методов и средств проектирования информационных систем. Формирование навыков самостоятельного практического применения современных средств и методов проектирования ЭИС, на основе использования визуаль-ного проектирования и CASE – средств
К основным задачам курса относятся:
- знакомство с основами анализа и проектирования информационных систем;
- знакомство с технологиями проектирования информационных сис-тем;
- знакомство с технологиями работы с современными средствами проектирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ПК-2 способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
ПК-3 способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПК-9 способностью составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-методы и рекомендации по проведению обследования и формированию требований к ИС
-методы разработки, внедрения и адаптации прикладного программного обеспечения
-этапы проектирования ИС, содержание этапов проектирования, методы проектирования, стандарты проектирования
-состав и содержание проектной документации, стандарты оформления
3.2.Уметь:
3.2.1.-составлять план обследования, формировать группу для обследования, проводить анализ результатов обследования, принимать решения по составу функций, реализуемых системой
- осуществлять выбор методов и инструментов разработки, внедрения и адаптации прикладного программного обеспечения
- составлять график проектирования и комплектовать команду проектировщиков, оценивать объемы работ и их стоимость
- составлять описания проектных решений, выбирать наиболее рациональные решения по документированию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-базовыми навыками исследовательской деятельности
-базовыми навыками составления заданий исполнителям проекта, программным инструментарием проектирования ИС
-базовыми навыками разработки программного обеспечения в различных программных средах
-практическими навыками составления проектной документации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятия и структура проекта ИС. Жизненный цикл ЭИС. Каноническое проектирование ИС. Состав проектной документации. Проектирование и принципы организации информационного обеспечения ИС. Проектирование программного обеспечения. Автоматизированное проектирование ЭИС с использованием CASE-технологии. RAD-технологии прототипного создания приложений. Типовое проектирование ЭИС. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе корпоративной ЭИС. Стандартизация проектных работ.
1.1. Проект, проектирование, объект и субъект проектирования, технология и методология проектирования. Понятия и структура проекта ИС. Классификация методов проектирования ЭИС. Требования к эффективности и надежности проектных решений. Основные компоненты технологии проектирования ИС. Методы и средства проектирования ИС. Краткая характеристика применяемых технологий проектирования. Требования, предъявляемые к технологии проектирования ИС. Выбор технологии проектирования ИС. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Жизненный цикл ЭИС. Стадии жизненного цикла. Модели жизненного цикла: каскадная, итерационная и спиральная Лекции 3 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Каноническое проектирование ИС. Стадии и этапы процесса проектирования ИС. Состав работ на предпроектной стадии, стадии технического и рабочего проектирования, стадии ввода в действие ИС, эксплуатации и сопровождения. Состав проектной документации. Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Проектирование системы экономической документации. Унифицированная система документации. Проектирование форм первичных документов. Проектирование форм документов результатной информации Лекции 3 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Проектирование процессов получения первичной информации. Проектирование процесса загрузки и ведения информационной базы. Проектирование процесса автоматизированного ввода бумажных документов. Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Основные понятия и классификация технологических процессов обработки данных. Состав, содержание и принципы организации информационного обеспечения ИС. Проектирование документальных БД: анализ предметной области, разработка состава и структуры БД, проектирование логико-семантического комплекса. Проектирование фактографических БД: методы проектирования; концептуальное, логическое и физическое проектирование. Принципы и особенности проектирования интегрированных ИС. Система управления информационными потоками как средство интеграции приложений ИС. Методы и средства организации метаинформации проекта ИС. Организация решения экономических задач. Организация АРМ специалистов предметной области. Сам. работа 3 14 ПК-1, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Проектирование технологических процессов обработки данных в пакетном режиме. Структурное проектирование, модульное проектирование, проектирование «сверху-вниз», структурное программирование, HIPO-документирование. Сам. работа 3 14 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Автоматизированное проектирование ЭИС с использованием CASE-технологии. CASE-системы и их классифмкация. Функционально-ориентированный и объектно-ориентированный подходы. Основная терминология CASE-технологий. Архитектура CASE-средства. Факторы, влияющие на выбор CASE системы. Характеристика рынка CASE систем Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Проектирование технологических процессов обработки данных в диалоговом режиме. Диалог. Диалоговая система. Способы организации диалога. Язык общения. Формальный аппарат описания организации и функционирования диалоговой системы: теория графов, теория конечных автоматов. Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Функционально-ориентированное проектирование. Диаграммы декомпозиции. Нотации. Моделирование бизнес-процессов. Моделирование потоков данных. Построение диаграмм потоков данных. Стандарты IDEF0, IDEF3, IDEF1X. Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Объектно-ориентированное проектирование. Язык объектно-ориентированного моделирования. Диаграммы декомпозиции, их назначение и использование: диаграммы прецедентов использования, диаграммы классов объектов, диаграммы состояний, диаграмма взаимодействия объектов, диаграмма деятельностей, диаграммы пакетов, диаграммы компонентов размещения. Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Содержание RAD-технологии прототипного создания приложений. Сфера применения. Инструментальные средства. Технологический процесс проектирования с использованием систем-прототипов. Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Типовое проектирование ЭИС. Понятие типового элемента.Методы типового проектирования: элементный, подсистемный, объектный. Достоинства, недостатки, сфера применения. Технологии параметрически-ориентированного и модельно-ориентированного проектирования Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Модельно-ориентированное проектирование ЭИС. Сфера применения. Сущность метода. Основная терминология. Модели функций, процессов, объектов, организационной структуры. Модели бизнес-правил. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.15. Параметрически ориентированное проектирование ЭИС. Сущность метода. Основная терминология. Адаптация типовой конфигурации ППП. Критерии оценки ППП. Сфера применения. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.16. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе корпоративной ЭИС. Суть реинжиниринга. Горизонтальное и вертикальное сжатие бизнес-процессов. Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Методология моделирования проблемной области. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.17. Проектирование клиент-серверных корпоративных ЭИС. Проектирование систем оперативной обработки транзакций. Проектирование систем оперативного анализа данных. Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.18. Стандартизация проектных работ. Основные стандарты, применяемые на различных стадиях проектирования ЭИС. Межсистемные интерфейсы и драйверы; интерфейсы в распределенных системах. Стандартные методы совместного доступа к базам и программам в сложных информационных системах (драйверы ODBC, программная система CORBA и др.). Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Практические занятия
2.1. Формализация и способы описания алгоритмов. Создание миниспецификаций. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Лабораторные 3 4 ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Сбор материалов для разработки постановки задачи Сам. работа 3 12 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Выполнение постановки задачи. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Сам. работа 3 12 ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Сбор материалов для разрабртки технического задания Сам. работа 3 12 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Создание технического задания на разработку информационной системы. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Сам. работа 3 12 ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Формализация бизнес-процессов. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Сам. работа 3 12 ПК-1, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Доработка и защита лабораторных работ Сам. работа 3 24 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Изучение возможностей пакета AllFusion Modeling Suite для построения функциональной модели бизнес-процессов (BPWIN). Лабораторные 3 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Изучение возможностей пакета AllFusion Modeling Suite для построения модели данных в (ERWIN) Лабораторные 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Самостоятельное построение функциональной модели бизнес-процессов (BPWIN) для заданного варианта экономического объекта Лабораторные 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Самостоятельное построение модели данных в (ERWIN) для заданного варианта экономического объекта. Генерация программного кода создания базы данных на языке целевой СУБД Сам. работа 3 11 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Контроль
3.1. Экзамен 3 9 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Абрамов Г.В., Медведкова И.Е., Коробова Л.А. Проектирование информационных систем: Воронеж: Воронежский государственный ун-т инженерных технологий // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вендров А.М. CASE-технологии: Современные методы и средства проектирования информационных систем: М. : Финансы и статистика, 1998
Л2.2 Абдикеев Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов: полный курс МБА: учебник Эксмо, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 WWW.CITFORUM.RU
Э2 WWW.BOOKSGID.COM,
Э3 WWW.INTUIT.RU,
6.3. Перечень программного обеспечения
Пакет лицензионного ПО
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Bizagi Modeler 3.3, https://www.bizagi.com
Bizagi studio, https://www.bizagi.com
Elta Community Edition, https://www.elta-cpm.ru/ Community/#table
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы в компьютерных классах.
Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
Лабораторные работы требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.