МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Алтая
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н.. проф. Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н.. проф. Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения является формирования целостного представление об исторических процессах. просиходивших на территории Алтая с древнейших времен до настоящего времени. Повышение уровня компетентности историка в области региональной истории дает ему возможность реализоваться в сфере туризма - одной из наиболее перспективных отраслей современной мировой экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Историю Алтая с древнейших времен до начала XXI века.
2. Биографии основных деятелей в оласт экономики. управления. культуры, а также иных выдающихся уроженцев Алтая.
3. Основыне источники по истории Алтая.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Проводить историко-краеведческие исследования любой степени сложности.
2. руководить краеведческой работой в одном из учреждений.
3. Проводить экскурсии по Барнаулу и Алтайскому краю невысокой степени сложности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Организации простых туристско-краеведческих мероприятий (экскурсии в музем, выставочные залы. по городу и т.п.)
2. публичного выступления с докладами о результатах своей работы перед аудиторией со средним и большим количеством слушателей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Древний Алтай
1.1. Алтай в составе кочевых империй Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Археологические культуры и археологические памятники Алтая Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Алтай как историческая область Изучение Алтая учеными-историками Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Алтай как историческая область Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Алтай в XVIII - 1-й половине XIX вв.
2.5. Присоединение Алтая к России Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Экономика Алтая в XVIII - первой половине XIX вв. Особенности социальных отношений на Алтае в XVIII - первой половине XIX вв. Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Развитие науки и техники на Алтае в XVIII - XIX вв. Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Алтай во второй половине XIX - начале XX вв.
3.8. Социально-экономическая трансформация на Алтае во второй половине XIX – начале XX вв. Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Культура Алтая в XVIII – начале XX вв. Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Алтай в 1917-1991 гг.
4.10. Революция 1917 г. и Гражданская война на Алтае Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.11. Нэп, коллективизация и индустриализация на Алтае. Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.12. Великая Отечественная война и Алтай Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.13. Социально-экономическое развитие Алтая в 1945-1991 гг. Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.14. Социально-экономическое развитие Алтая в 1945-1991 гг. Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.15. Культура Алтая в XX – начале XXI вв. Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. История отдельных территорий Алтая
5.16. История Барнаула Сам. работа 4 10 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.17. История малых городов и районов Алтая Сам. работа 4 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Алтай - моя малая родина
6.18. Викторина по истории Алтая Практические 4 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.19. Зачет 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету по Истории Алтая.

1. Физическая география Алтайского края и Республики Алтай.
2. Понятие «Алтай» как историко-географическая область.
3. Исследования истории Алтая в XIX – начале XX вв.
4. Краеведческие исследования по истории Алтая в советский период.
5. Труды современных алтайских ученых по истории региона.
6. Каменный век Алтая: культуры и памятники.
7. Бронзовый век Алтая: культуры и памятники.
8. Ранний железный век Алтая: культуры и памятники.
9. Алтай в эпоху Великого переселения народов (III – IX вв.).
10. Алтай под властью монголов и джунгаров (XIII – XVII вв.).
11. Присоединение Алтая к России (1709-1756 гг.).
12. Создание горно-металлургического комплекса на Алтае в XVIII веке.
13. И.И. Ползунов. К.Д. и П.К. Фроловы: биографии и изобретения.
14. Приписная деревня на Алтае в XVIII – XIX вв.
15. Горные офицеры, мастеровые и урочники – особые группы населения Алтая.
16. Алтай в аренде у Министерства финансов (1830-1855 гг.).
17. Отмена крепостного права на Алтае.
18. Развитие сельского хозяйства на Алтае во второй половине XIX – начале XX вв.
19. Кризис кабинетского горно-металлургического комплекса. Частная золотопромышленность.
20. Частная обрабатывающая промышленность Алтая во второй половине XIX – начале XX вв.
21. Города Алтая во второй половине XIX – начале XX вв.
22. Культура Алтая в XVIII - начале XX века.
23. Основные социальные противоречия, существовавшие на Алтае в начале XX века.
24. Февральская и Октябрьская революция 1917 г. на Алтае.
25. Гражданская война на Алтае (1918-1922 гг.).
26. «Красный бандитизм» и крестьянские восстания на Алтае в 1920-1922 гг.
27. Административно-территориальное деление региона в 1917-1937 гг.: от губернии к краю.
28. Нэп на Алтае.
29. Коллективизация на Алтае.
30. Индустриализация на Алтае.
31. Экономика Алтайского края в период Великой Отечественной войны.
32. Быт населения Алтайского края в период Великой Отечественной войны.
33. Дивизии. сформированные на Алтае. на фронтах Великой Отечественной войны.
34. Герои Советского Союза – уроженцы Алтайского края.
35. Основные этапы истории Барнаула.
36. Культура Алтая в советский период.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3091
Л1.2 Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография ИП Колмогоров И.А., , 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/661
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 3. История Сибири с древнейших времен до наших дней: Сибирь в период строительства социализма: Наука. Ленинградское отделение, 1968 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=45198
Л2.2 А. В. Старцев, Ю. М. Гончаров История предпринимательства в Сибири (XVII - начало XX в.): учеб. пособие Изд-во АГУ, 1999 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3561
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». https://biblioclub.ru/
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» https://biblio-online.ru/
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная билиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru
Электоронная библиотека АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Электронные ресурсы Алтая. база данных АКУНБ им. В.Я. Шишкова http://altlib.ru/
Электронная библиотека АКУНБ им. В.Я. Шишкова http://akunb.altlib.ru/kollekczii-elektronnoj-bibilotekt/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.