МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д-р психол. н., профессор, Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование представлений о психологическом консультировании и психологической терапии как области науки и сфере практической деятельности психолога, направленной на оказание помощи человеку в решении различного рода психологических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о психологическом консультировании как методе оказания психологической помощи человеку, цель, задачи, технологию осуществления психологического консультирования; принципы разработки программ психологического вмешательства с учетом нозологических характеристик и индвидуально-психологических характеристик;
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить консультативную беседу, выявлять и анализировать проблемные психологические зоны клиента, определять цели использования метода психологического консультирования в контексте нозологических и индвидуально-психологических характеристик клиента, уметь самостоятельно и в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения консультативной беседы в типичных случаях обращения за помощью; опытом разработки программ психологического вмешательства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы психотерапии и консультирования в применении к клинической психологии.
1.1. Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция как предмет научного осмысления и направления практической работы клинического психолога. Лекции 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции. Практические 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Направления психотерапии и психологического консультирования в практике работы клинического психолога. Сам. работа 5 10 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Психологическая характеристика участников консультирования и психотерапии
2.1. Понятие психотерапевтического контакта. Терапевтический климат встречи. Практические 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.2. "Психотерапевт" - "Пациент", "Консультант" - "клиент" как базовые элементы пространства встречи. Лекции 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.3. Психологические характеристики участников психотерапевтической и консультативной встречи. Сам. работа 5 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Процесс психологического консультирования и психотерапии
3.1. Современные представления о процессе консультирования и психотерапии. Лекции 5 2 ПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Потребность клиента. Приемы выявления и анализа потребности. Работа с психологическими защитами. Практические 5 10 ПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Содержание этапов психотерапевтической работы с пациентом. Сам. работа 5 8 ПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Гуманистическая концепция бытия как ценностное мировоззренческое и психотехническое средство
4.1. Научные представления о процессе консультирования и психотерапии с точки зрения различных психотерапевтических школ. Лекции 5 4 ПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Гуманистическая концепция бытия как ценностное мировоззренческое и психотехническое средство Практические 5 2 ПК-5 Л1.2, Л2.1
4.3. Специфика раскрытия понятий: личность, психологическая проблема, цель помощи с позиций экзистенциально-гуманистического направления психотерапии.Феноменологический взгляд на процесс терапии. Сам. работа 5 6 ПК-5 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Базисные и специальные психотехнические действия
5.1. Понятие психотехнических действий.Психотехнические инструменты работы с пациентами в типичных психокоррекционных случаях. Лекции 5 2 ПК-5 Л1.2, Л2.1
5.2. Психотехнические действия психотерапевта в случаях работы с эмоциональными состояниями пациента,сопротивлением,трансфером, контртрансфером, незавершенными ситуациями, внутрипсихическими конфликтами, психологическими зависимостями и др. Практические 5 2 ПК-5 Л1.2, Л2.1
5.3. Консультирование медицинского персонала по вопросам взаимодействия с клиентами, создания благопрятной психологической атмосферы, консультирования населения по вопросам личностного развития и психопрофилактики. Практические 5 2 ПК-5 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Виды психологичнского консультолвания и психотерапии
6.1. Виды психологического консультирования и психотерапии. Лекции 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
6.2. Психотерапия и консультирование, направленное на работу с проблемами человека в интимно-личностной, семейной, деловой и др. сферах. Практические 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
6.3. Особенности психологического консультирования по проблемам в интимно-личностной, семейной, деловой и др. сферах. Сам. работа 5 6 ПК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие «психотерапии», «психокоррекции», «психологического консультирования».
2. Психотерапия и психологическое консультирование: проблемы соотношения направлений практической работы.
3. Этические принципы терапевтической и консультативной работы.
4. Пространственная и временная организация консультативной беседы и психотерапевтической встречи.
5. Понятие «контакта» с точки зрения представителей различных психотерапевтических ориентаций.
6. Эмоциональная составляющая терапевтического климата встречи.
7. Понятие «технический прием». Примеры техник и цели их использования в работе.
8. Научные представления о процессе консультирования. Этапы беседы.
9. Цель, основное содержание этапа знакомства с клиентом и начала беседы.
10. Суть этапа сбора информации о проблеме клиента. Основные технические приемы.
11. Работа с проблемой в рамках консультирования и психотерапии.
12. Характеристика этапа принятия решения в контексте заявленной клиентом проблемы.
13. Содержание работы психолога на этапе завершения беседы.
14. Причины и правила перенаправления клиента к другому специалисту.
15. Работа с психологической проблемой через призму анализа незавершенных ситуаций.
16. Механизмы прерывания контакта.
17. Сопротивление клиента в процессе работы с проблемой. Интервенции, направленные на сопротивление.
18. Феноменология в процессе психотерапевтической работы.
19. Понятие страха. Стратегии психотерапевтичекой работы со страхом.
20. Тревога с точки зрения различных психотерапевтических подходов. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу.
21. Вина: понятие, механизм формирования. Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину.
22. Понятие стыда. Работа со стыдом в психотерапевтической практике.
23. Внутрипсихический конфликт. Стратегии психотерапевтической работы.
24. Перенос и контрперенос в психотерапевтических отношениях.
25. Кризисные состояния. Цель и задачи кризисной психотерапии.
26. Горе как универсальное переживание. Четырехфазная структура переживания горя по Н.Долгополову.
27. Телесный процесс в психотерапии.
28. Принципы понимания симптома. Механизмы соматизации. Способы работы с симптомом.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Перре М., Бауманн У., Желнин А. Клиническая психология: учебное пособие СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Ээлектронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Основы консультативной психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы.
При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации по рекомендованной в РПД основной и дополнительной литературе. Практические занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических знаний в практической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы по данной дисциплине, овладевать необходимой информацией, готовиться к выполнению тестов, практических заданий и экзамену.

Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется в целях закрепления, систематизации знаний, предусматривает работу с конспектами лекций, над учебным материалом, его систематизацию и анализ (составление таблиц, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.)

Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю будущей специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности, развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.
Задачи СРС:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретической подготовки;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических занятиях, при
написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Методологическую основу СРС составляет деятельностный подход, при котором цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, в которых студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Планируемые результаты грамотно организованной СРС предполагают: усвоение знаний, формирование профессиональных умений, навыков и компетенций будущего специалиста; закрепление знания теоретического материала практическим путем;
воспитание потребности в самообразовании; максимальное развитие познавательных и творческих способностей личности;
побуждение к научно-исследовательской работе; повышение качества и интенсификации образовательного процесса;
формирование интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями; осуществление дифференцированного подхода в обучении:
применение полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения, для формирования собственной позиции, теории, модели.

Виды и формы самостоятельной работы

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме.
Это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал).
Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Роль студента: изучить информацию по теме; выбрать оптимальную форму таблицы; информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы; пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.

Составление и решение ситуационных задач (кейсов)
Это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности. Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже 26 содержащиеся в прежних заданиях по теме.
Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагают третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ.
В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе. Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно.
Роль студента:
изучить учебную информацию по теме;
провести системно – структурированный анализ содержания темы;
выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
дать обстоятельную характеристику условий задачи;
критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная);
оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания задачи теме;
содержание задачи носит проблемный характер;
решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
задача представлена на контроль в срок.

Формирование информационного блока
Это такой вид самостоятельной работы, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость). Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у студентов широкое видение вопросов, научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки как самим студентом, так и его сокурсниками.
Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы. Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обычно после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена.
Оформляется письменно, ее объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на практическом занятии путем оценки эффективности его использования для выполнения заданий.
Роль студента:
изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
подобрать и записать основные определения и понятия;
дать краткую характеристику объекту изучения;
использовать элементы наглядности, выделить главную информацию в схемах, таблицах, рисунках;
сделать выводы, обозначить важность объекта изучения в образовательном или профессиональном плане.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа представлена в срок.

Создание материалов-презентаций
Это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материаловпрезентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Одной из форм задания может быть реферат-презентация. Данная форма выполнения самостоятельной работы отличается от написания реферата и доклада тем, что студент результаты своего исследования представляет в виде презентации. Серией слайдов он передаёт содержание темы своего исследования, её главную проблему и социальную значимость. Слайды позволяют значительно структурировать содержание материала и, одновременно, заостряют внимание на логике его изложения. Происходит постановка проблемы, определяются цели и задачи, формулируются вероятные подходы её разрешения. Слайды презентации должны содержать логические схемы реферируемого материала.
Студент при выполнении работы может использовать картографический материал, диаграммы, графики, звуковое сопровождение, фотографии, рисунки и другое. Каждый слайд должен быть аннотирован, то есть он должен сопровождаться краткими пояснениями того, что он иллюстрирует. Во время презентации студент имеет возможность делать комментарии, устно дополнять материал слайдов. После проведения демонстрации слайдов реферата студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Роль студента:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.