МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Корпоративная социальная ответственность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Бортникова Татьяна Валентиновна

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Корпоративная социальная ответственность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели изучения курса состоят в:
- формировании у студентов представлений о корпоративной социальной ответственности как о системе добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом, направленной на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе;
- освоении теорий, зарубежных и отечественных научных подходов, раскрывающих принципы, основные направления социальной ответственности бизнеса, корпоративной социальной политики;
- овладении студентами навыками определения стратегии и приоритетов социального развития на уровне предприятия, а также социальной деятельности бизнеса на уровне муниципального образования или региона и построения на этой основе программ корпоративной социальной политики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы и методы самоорганизации и самообразования; методы анализа социально-экономических проблем и процессов в организации; основные теоретические положения формирования и развития корпоративной социальной ответственности (КСО); роль КСО в системе управления современной компанией; особенности национальных моделей КСО, институциональную базу планирования, организации и анализа КСО; этапы и процедуры включения КСО в систему стратегического и корпоративного управления; методические подходы к составлению социальной отчетности; инструменты и методы оценки КСО.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать на практике способы и методы самоорганизации и самообразования; анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации находить организационно-управленческие решения, и готов нести ответственность за их результаты; учитывать аспекты КСО при разработке и реализации стратегии организации; разрабатывать локальные документы компании в области КСО; идентифицировать и анализировать ожидания стейкхолдеров компании с позиции КСО; оценивать целесообразность и результативность форм и программ КСО.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. способами и методами самоорганизации и самообразования; анализа социально-экономических проблем и процессов в организации, принятия организационно-управленческих решений, разработки алгоритмов их реализации и готовность нести ответственность за их результаты;иметь навыки анализа социально значимых проблем и процессов внутренней и внешней среды компании; разработки и анализа программ в области социальной ответственности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности
1.1. Содержание и эволюция социальной ответственности бизнеса Лекции 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Содержание и эволюция социальной ответственности бизнеса Сам. работа 3 6 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Развитие концепции корпоративной социальной ответственности Сам. работа 3 16 ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Система и модели корпоративной социальной ответственности
2.1. Система корпоративной социальной ответственности Лекции 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Система корпоративной социальной ответственности Сам. работа 3 12 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.3. Модели корпоративной социальной ответственности Сам. работа 3 6 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.4. Формирование и развитие российской модели корпоративной социальной ответственности Практические 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.5. Формирование и развитие российской модели корпоративной социальной ответственности Сам. работа 3 8 ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Управление корпоративной социальной ответственностью в организации
3.1. Формы реализации корпоративной социальной ответственности Лекции 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Формы реализации корпоративной социальной ответственности Практические 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.3. Формы реализации корпоративной социальной ответственности Сам. работа 3 10 ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.4. Планирование корпоративной социальной ответственности Сам. работа 3 8 ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.5. Организация корпоративной социальной ответственности Сам. работа 3 8 ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.6. Социальная (нефинансовая) отчетность предприятий Лекции 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.7. Социальная (нефинансовая) отчетность предприятий Практические 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.8. Социальная (нефинансовая) отчетность предприятий Сам. работа 3 6 ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.9. Анализ и оценка корпоративной социальной ответственности Сам. работа 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.10. Анализ и оценка корпоративной социальной ответственности Практические 3 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4. Роль государства и гражданского общества в развитии корпоративной социальной ответственности
4.1. Государственное регулирование корпоративной социальной ответственности Сам. работа 3 6 ОК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ.ред. Н.А. Волгина, А.Н. Аверина Социальное развитие предприятий: Учебное пособие М.:КНОРУС, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)












7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно.Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается по 4-х балльной шкале.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.